ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ

Дмитриева Е.А. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – является одной из актуальных задач нашего времени.

Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности представляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятия, досуговое общение между подростками и группами подростков. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности элементов творчества, удовлетворение культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности подростков. Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Личность обычно меньше сопротивляется воздействиям, обращенным на нее в обстановке свободной деятельности. Эти влияния воспринимаются как стихийные, непреднамеренные. Направленному воздействию человек часто сопротивляется потому, что стремится отстоять свою независимость и сохранить саму личность как стабильное образование [5].

Среди всех видов свободной культурно-досуговой деятельности наиболее популярными среди детей является игровая деятельность. Игра как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Играя, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в других видах занятий

Активизация познавательного интереса детей к культуре и истории своего Отечества, укрепление их патриотической и гражданской позиции остаётся актуальной проблемой воспитания. Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач государства. Любовь к Отечеству проявляется в уважении к историческому прошлому своего народа, почитании культурных и национальных традиций, в чувстве гордости за свою страну и её достижения, сочувствии и переживании за её беды и неудачи. А беречь, любить и защищать можно лишь то, чувствуешь, знаешь и понимаешь [1].

Сформировать патриотические чувства у детей младшего школьного возраста – это процесс длительный и сложный. Любовь ребёнка к школе, близким людям, родному городу, посёлку, селу и родной стране играют огромную роль в становлении его личности. Необходимо полное понимание того, как можно воспитать патриотизм у детей младшего школьного возраста: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.

В работе с детской аудиторией по формированию патриотических качеств личности, воспитанию гражданственности и ответственности за будущее, наиболее целесообразно применять игровые технологии. В этом вопросе немалую роль выполняют игровые технологии социально-культурной деятельности. Согласно определению, данному в учебном пособии «современные технологии социально-культурной деятельности», «Технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [2, c. 16].

Г. К. Селевко определяет это понятие так «игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [3].

Игровые технологии занимают особое место в процессе воспитания подрастающего поколения, их задачей является помочь проявить творческий потенциал детей, сформировать у них навыки о культурных ценностях, патриотизме и т.д. Сама игра широко использовалась в качестве основного средства социальной интеграции детей, ещё задолго до того, как игровые технологии стали предметом научных исследований. Г.К. Селевко в своей энциклопедии отмечает, что для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры» [4, с.132].

Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция [3].

Развивающая игровая деятельность результативно используется в воспитании детей младшего школьного возраста на протяжении всей истории социально-культурной деятельности, что позволяет детям просто и без особого труда познать себя и окружающий их мир. В становление личности, формирование патриотических чувств всегда сопровождает игра.

Целью игровых технологий является улучшения нравственного воспитания, развитие индивидуальной культуры ребенка, что будет являться основой его любви к Родине. Ведущем средством реализации данной цели является сюжетно-ролевая игра. Такой способ формирования патриотизма практикуется в историко-патриотическом лагере «Казачок». Нужно погружать детей младшего школьного возраста в духовную среду культуры и искусства, восприятие истоков истории и патриотизма.

Таким образом, ребёнок может ознакомиться с историческими аспектами своей Родины, что не сможет не вызвать у него патриотических чувств к своему краю и это поможет познать ему:

  • возрождение традиционных народных промыслов и ремесел;

  • популяризация самобытного народного творчества, изучение традиционных народных игр, плясок, песен;

  • выявление талантливых исполнителей старинных песен и танцев [2].

В практической деятельности с детской аудиторией можно использовать методику и принципы таких известных игр, как «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером» и другие. Патриотическая направленность тематики будет определять содержание детских таких мероприятий, актуализировать их воспитательную ценность и потенциал.

Отдых и игра как виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств.

В рамках календарных праздников, таких, как День защитника Отечества, эффективными будут игры по форме военных сборов, гендерных конкурсов и состязаний и прочее.

Действуя в игровой ситуации, дети легче усваивают информацию любой сложности. Посредством игровых технологий можно успешно решать задачи формирования патриотизма у детей,поддерживая живой интерес, увлеченность, потребность в состязательности и заинтересованность в победе.

Литература:

1. Панкратова Е. В., Курмаева Т. Н., Киндалова И. В. Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2. – С. 40-42. – – URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2028/ (дата обращения: 22.12.2017).

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов : Першина, 2004. – 512с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко – М. : Народное образование, 2005. – 556 с.

5. Структура ценностных ориентаций подростков в сфере досуга [Электронный ресурс]. URL : http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary (дата обращения: 11.11.2017).

Просмотров работы: 446