ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА

Самохвалова А.А. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из наиболее актуальных и развивающихся направлений социально-культурной деятельности в отечественной практике на современном этапе является реабилитация детей с ограниченными возможностями и, в частности, социально-культурная реабилитация, интеграция их в общество, реализация которых ориентирована на предоставление широкого спектра услуг и создание необходимых условий безбарьерной среды проживания.

Современная система реабилитации объединяет в единый комплекс различные компоненты процесса улучшения здоровья и социального статуса всеми возможными средствами. Во внимание социально-культурной реабилитации сегодня принимаются четыре важнейших ракурса человеческого бытия: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых).

Накопленный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, говорит о том, что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Одним из направлений такой работы является социально-культурная реабилитация. Она приобретает всё большее значение как процесс, осуществляемый в рамках общего реабилитационного процесса или самостоятельно-направленный на раскрытие и реализацию творческого потенциала ребёнка, формирование его как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющийся социальной среде.

Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Социокультурная реабилитация

должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.

Значительное влияние на жизнь человека с ограниченными физическими возможностями оказывает окружающая среда, которая является главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты, организации досуга. Особое положение в российской действительности занимают городские территории, где имеются определенные условия и развитая инфраструктура, определяющие специфику влияния на социально-культурную реабилитацию детей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Однако недостаточное внимание к исследованию условий городской среды на региональном локальном уровнях обуславливают отдельные трудности социально-культурной реабилитации детей с физическими ограничениями.

Учреждения реабилитационной направленности в городе Белгороде ведут активную работу с социально незащищёнными группами населения. Для более эффективной деятельности центров предлагаются новые формы и методы, так как в группу входят различные возрастные и социальные общности: люди третьего возраста, взрослые инвалиды, многодетные семьи, воспитанники детских домов, трудные подростки, дети-инвалиды. Соответственно к каждому надо найти индивидуальный подход и программу, которая будет положительно сказываться на морально-психологическом и физическом состоянии человека. Изучение и сравнение методик позволяет расширить спектр информации о сущности понятия «Социально-культурная реабилитация» и её применение на практике.

Профессор Холостова Е.И. в своей научной работе представила социальную реабилитацию как совокупность мер, оказывающих воздействие на восстановление здоровья и социальных прав человека. Данный процесс ставит перед собой цель не только воссоздание комфортной жизнедеятельности в социуме, но и условий для жизни, адаптации в социальной среде. Помощь, оказываемая центрами по своей специфике многокомпонентна, она включает в себя: социально-бытовую адаптацию, социально-средовую направленность, психологический и восстановительный процесс, социально-культурное развитие.

Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» оказывает помощь многодетным семьям, инвалидам, людям третьего возраста и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Задачи центра:

  1. Контроль социальной ситуации, уровень социальной защищённости граждан, их социально-экономическая стабильность.

  2. Учёт граждан, которые нуждаются в материальной, психологической, физической поддержке, предоставление помощи.

  3. Услуги, проводимые на дому для инвалидов, пожилых людей.

  4. Материализация социальных программ, направленных на улучшение качества жизни.

  5. Защита прав несовершеннолетних, предотвращение безнадзорности.

  6. Оказание гражданам психологической, медицинской, транспортной, бытовой поддержки.

Перечень услуг, оказываемых центром: «Социальный пункт проката», «Социальное такси», «Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов», «Оформление, выдача и продление удостоверения многодетной семьи и его дубликата»

Большую роль в процессе социально-культурной реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья играет Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района.

В содержании деятельности этого социально-культурного института оказываются следующие виды услуг:

  1. Медицинское обслуживание, направленное на улучшение здоровья, получение в полном объёме квалифицированной помощи, наблюдение за самочувствием подопечных, оказание первой медицинской помощи.

  2. Психологическая, направленная на корректирование внутреннего состояния человека для дальнейшего развития в обществе, работа над дезадаптацией, определение причины проблем и помощь в их решении.

  3. Общественно-бытовой компонент представляет собой организацию досуга, обеспечение настольными играми, книгами. С практической точки зрения предоставление жилой площади, обеспечение одеждой.

  4. Педагогический аспект, это консультирование, коррекция поведения, проведение занятий, организация досуга (посещение праздников, фестивалей ,выставок, музеев и т.д.)

  5. Социально-трудовые, организация помощи в получении образования, трудоустройство.

  6. Общественно-правовые услуги, оказание юридической помощи, оформление и восстановление документов, содействие органам опеки.

Особое место в реабилитационном процессе занимает игра, которая популярна не только в детской аудитории, но и среди всех возрасных групп населения. По мнению Е.И. Григорьевой «игровая терапия» является способ достижения целей с помощью психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры…Игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации…». Также в работе с людьми с социальной недостаточностью используется куклотерапия, целью является укрепление психологического здоровья, для разрешения конфликтных ситуация и успешной социализации, создавая куклы из различных материалов у человека вырабатывается творческий потенциал. Такие занятия успокаивают, помогают развить самосознание и фантазию, т.к в куклотерапии можно придумывать сюжеты, тематику. Заниматься данным видом терапии можно как индивидуально, так и малыми или большими группами, форму работы выбирает руководитель. К списку методов в работе социально-культурной реабилитации также входят: рисуночная терапия, музыкальная, арттерапия, библиотерапия.

«Центр социальной реабилитации инвалидов», функционирующий в городе Белгороде оказывает психологическую, физическую и моральную помощь, восстановление и комфортную жизнь в социуме. Работники центра обучают граждан адаптации и социально-культурному восстановлению. Реабилитация в сфере культуры представляет собой комплекс различных форм работы, организации досуга с помощью искусства, спорта и т.д. В данном учреждении организовываются кружки и объединения по разным направлением: вокал, танцы, рисование. Также немаловажную роль играет спорт, нагрузка распределяется с учётом индивидуальных особенностей человека.

Такими образом, в настоящее время доступность среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации находится на недостаточно высоком. Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с ограниченными возможностями имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Взаимодействие между человеком и окружающей его средой, в доме, где он живет, или на улице, куда он выходит, зависит и от его возможностей и от факторов этой среды. Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, наличие специализированных социально-реабилитационных учреждений, эстетичность реабилитационных приспособлений являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости людей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов : Першина, 2004. – 512 с.

  2. Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района [Электронный ресурс]. URL: http://src-belrn.ru/социальные-услуги (дата обращения:14.12.2017).

  3. Центр социальной реабилитации инвалидов Электронный ресурс]. URL: http://noalone.ru/pansionaty/russia/belgorod/gos/centr-socialnoy-reabilitacii-invalidov (дата обращения: 15.12.2017)

  4. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. 340 с.

Просмотров работы: 1731