Перестройка страны и жизни под лозунгом: «Все для фронта? Все для победы!», коснулась так же и учреждения культуры. Деятельность каждого из них была настроена на организацию людей, для защиты Родины.
С началом войны резко сократились вложения средств на содержание библиотек, клубов и Домов культуры, уменьшилось их количество. Уже ко второй половине 1941 г. количество библиотек и клубных учреждений уменьшилось вполовину по сравнению с довоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушло большое количество профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры превратились в военные госпитали и воинские части.
Основной целью домов культуры, клубов, библиотек, музеев стало разоблачение сущности фашизма, целей и характера войны, ознакомление с внутренним и международным положением Советского Союза. В учреждениях культуры велась пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте, ведущей темой стал: «Советский патриотизм».
Несмотря на военное время, сильно расширилось влияние клубов, музеев и библиотек. Работа этих учреждений была перенесена в красные уголки, в цеха, бомбоубежища, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, госпитали и воинские части.
В ходе войны изменился и порядок работы культурно-досуговых учреждений, начали проводить небольшие концерты между сменами, индивидуальная и групповая работа с населением: беседы, читки газет, а так же встречи в госпиталях с солдатами. Были созданы мобильные учреждения культуры – такие как агитэскадрильи, походные клубы, агиткатера, передвижные библиотеки, агитмашины, агитпоезда , агитпункты.
Основной деятельности библиотек, клубов и других учреждений культуры в тылу, в военные годы стали: оборонно-массовая работа, агитационно-пропагандистская, когда мужчин на заводах заменили подростки и женщины; развитие художественной самодеятельности для поднятия народа на борьбу с фашизмом и своевременный отдых людей при тяжелом труде.
Культурно-досуговые использовали много наглядных материалов, отражающие ход военных действий, фотовитрины, плакаты, «листовки-молнии», «боевые листки». Работники культуры сами писали письма фронтовика за малограмотных, искали информацию о судьбе фронтовиков и пропавших без вести.
Проводилась большая музейная работа с населением, Государственный исторический музей (Москва) провел в 1941 г. 38 передвижных выставок клубах и красных уголках, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-1942 г.г. провели 180 лекций, на которых присутствовало порядка 200 тыс. человек.
Очень ценным делом сотрудников культуры стало спасение ценностей культуры, художественных, литературных и историчекских памятников. Работники библиотек, музеев и картинных галерей организовывали эвакуацию ценностей культуры, часто рискуя своей жизнью.
Также следует отметить работу культработников в госпиталях. Они устраивали концерты для раненых, читали им разные газеты и книги, проводили беседы и обзоры литературы.
Сельские учреждения культуры собирали теплые вещи для фронтовиков, так же устраивали вечера, на которых женщины вязали теплые носки и варежки для воинов.
Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории немецкие войска уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадало множество библиотек. Например, в массовых библиотеках было украдено и уничтожено около 100 млн. книг
Годы Великой Отечественной войны доказали силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали военное время, они были как дополнительное оружие в борьбе за победу. Война требовала от работников культуры большой оперативности, навыков, методов работы с людьми и использования новых форм. Доходчивость, простота, эмоциональность и наглядность - вот к чему стремились работники учреждений тот опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
Литература:
Гурин Н.А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 42-45. – URL https://moluch.ru/archive/34/3836/ (дата обращения: 27.12.2017).
Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2007.