ГОРОД КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОРОД КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ

Кобзарева М.С. 1, Белецкая Е.А. 1, Харьковская Е.В. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема города как социокультурного явления является одной из наиболее сложных и актуальных тем. Интерес к ней обусловлен той ролью, которую город играл и играет в развитии общества. На историческом пути своего развития город реализует свою социокультурную сущность – свой нравственный, духовный и творческий потенциал.

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Социокультурная общность определяется как группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому устойчивая в своём долговременном существовании. Она, по нашему мнению, является основой, той средой, в рамках которой появляются и новые материальные объекты, и специфические формы мировоззрения, религии и идеологии.

Становление истории и исторической проблематики города прошло сложный путь. Известно, что большинство ученых, исследователей проблемы города связывают становление его с разрывом родовых отношений и появлением принципиально новых связей, государственности, частной собственности, классов, религий, с появлением письменности, нового смыслового содержания искусства и т.д. Однако накопление материала, новых знаний не только раскрывает, но и усложняет проблему города, в том числе, проблему его зарождения.

Проблема города как социокультурной общности предполагает поиск и раскрытие сущности его как явления, содержащего развитие уже в самом своем появлении, а затем функционировании и воздействии на этот процесс.

В основе базовых преобразований общества лежат общие законы развития – дифференциация, специализация, интеграция. В данном случае – это дифференциация, специализация и интеграция деятельности (в ее широком социокультурном определении) как условия функционирования общества в качестве саморазвивающейся системы.

Именно дифференциация и специализация деятельности в соответствующей форме и на определенном уровне развитости структуры и содержания их привели на базе технико-технологического, производственного и интеллектуального прогресса к крупному общественному разделению (как разрушению системной целостности труда первобытного общества) труда во всей сложности реализации содержания этого процесса как революционной формы развития общества [2].

Люди объединяются в общности, потому что это реальная необходимость для существ, чья телесная и временная ограниченность не позволяет им выжить поодиночке. Человек не может нормально существовать без общества. Человек отличается от животных тем, что создает социокультурную общность, необходимую ему не только для сиюминутных нужд, но и для продления своего человеческого существования за пределы телесного.

Только занятие деятельностью, временной горизонт которой многократно превышает продолжительность жизни одного человека, выделяет человека из животного мира: необходимы согласованные усилия не только в пространстве, но и во времени.

Социокультурная общность дает смысл взаимодействию – не сиюминутный, а долгосрочный, объединяя разновременные деятельностные потоки. По нашему мнению, объединение в такую крупную территориальную общность как город способствует людям быстрее проходить тот самый путь своего развития, который должны пройти.

Таким образом, с нашей точки зрения, благодаря городу как социокультурной общности мы имеем огромное культурное наследие: роскошную и интересную архитектуру разных столетий, живопись, будоражащую умы, гениальные музыкальные произведения, научно-технические открытия и многое другое.

Список литературы:

  1. Морозов Ю. Пути России (модернизация неевропейских культур). Социокультурные различия: Ямато и Пакс Американа, или Причины японского экономического «чуда». – Вып.1» – М., 1991

  2. Сайко Э.В. Город как социокультурное явление исторического процесса. – М.: Наука, 1995. – 351 с.

Просмотров работы: 163