ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дмитриева Е.В. 1, Харьковская Е.В. 1, Уварова Т.А. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время культурные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, а сформировать их у ребёнка является важной задачей в любом временном периоде, в этой связи проблема формирования культурных ценностей у детей дошкольного возраста, является актуальной на сегодняшний день. Решение данной проблемы мы видим в применении игровых технологий социально-культурной деятельности.

Вопросы формирования культурных ценностей у детей дошкольного возраста рассматривают ряд педагогов и профессоров: Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконинмного и многие другие. Так Б.П. Никитин разработал программу технологий развивающих игр, где игры можно подобрать под любую возрастную категорию. В процессе игры ребёнку даётся несколько задач которые нужно решить с помощью кубиков, кирпичиков, картона или пластика и т.д. В своих книгах Никит представляет огромный спектр развивающих игр, из которых можно выбрать то, что будет более интересно ребёнку. Нельзя его заставлять, ему должно быть интересно, чтобы он смог развивать свои творческие способности, развивать социокультурный опыт и формировать культурные ценности.

Культурные ценности по словарю-справочнику Л.П. Куракова – «это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [4].

Для того чтобы сформировать у ребёнка дошкольного возраста понятие норм и образцов поведения, в социально-культурной деятельности используются игровые технологии. Они помогают ребёнку в игровой форме легче усвоить информацию и материал. Само понятие «технология» по учебному пособию Е.И. Григорьевой – «это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [1].

Игровые технологии рассматривал Г.К. Селевко, он определял их как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [2]. С помощью игровых технологий у детей дошкольного возраста развивается мышление, они помогают открыть в них потенциал, развивать таланты, также формировать нормы и образцы поведения.

В своей энциклопедии Г.Л. Селевко рассматривал игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.» Он рассуждал о играх так «Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре, которая особенно сильно проявляется в детском возрасте» [2, c.127].

Автор рассуждал о том, что игра очень важна для человека вообще, но для ребёнка в особенности. В процессе игры, можно выделить те стороны ребенка, в которых он будет проявлять себя, и раскрывать свой потенциал более полно.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разумной школы» детства [2].

С нашей точки зрения для того чтобы сформировать у детей дошкольного возраста необходимые культурные ценности, необходимо применить на практике педагогическую игру.

В отличие от игр, педагогическая игра обладает важным признаком четко поставленной целью обучить и соответственно получить педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [2].

Благодаря такой методике у ребенка будет формироваться воображение и символическая функция сознания, которые позволятему переносить свойства одних предметов или вещей на другие, возникает понимание собственных чувств, так же начнут формироваться навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в общение и коллективную деятельность. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Таким образом, применение игровых технологий развивают у детей понимание норм и образцов поведения, воображение и символическую функцию сознания, которые помогают ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает понимание собственных чувств и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Список литературы:

1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие/ под науч. Ред. Проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.

2. СелевкоГ.К.Энциклопедия образовательных технологий. Г.К. Селевков 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. – 556 с.

3. Кулешова Э.В. Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий: дис… канд. пед. наук: 13.00.05: защищена 21.05.07/ Э.В. Кулешова. –Тамбов, 2007 – 147 с.

4. Кураков, Л. П.Экономика и право: большой толковый словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Вуз и школа, 2003. – 866 с.

Просмотров работы: 575