ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Литвинова Е.А. 1
1краснодарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли, величина которой должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Планирование основывается на качественном анализе деятельности предприятий с целью получения прогноза динамики его развития, включающего:

  • оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков;

  • оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга;

  • изучение платежеспособного спроса, текущего управления предприятием;

  • анализ фактических остатков готовой продукции на складе;

  • оценку предполагаемых изменений в издержках производства и продажи продукции и т.д.

По результатам анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические параметры. При этом важным показателем жизнеспособности проектов и бизнес-планов является нахождение порога окупаемости затрат, характеризующего безубыточность (объем выпуска продукции и ее продажи, обеспечивающий лишь покрытие затрат на ее производство и продажу и не приносящий прибыли).

Прибыль планируется раздельно по видам:

  • от продажи товарной продукции;

  • от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера;

  • от продажи основных средств и другого имущества;

  • от внереализационных доходов и расходов.

Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. В России существуют несколько методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия. Чаще всего применяются следующие методы:

  • метод прямого счета;

  • аналитический метод;

  • смешанный метод;

  • метод, основанный на эффекте операционного (финансового) рычага;

  • метод на основе бюджетирования;

  • факторный метод;

  • экономико-математический метод.

Метод прямого счета основан на поассортиментном расчете прибыли от выпуска и продажи продукции или укрупненном расчете по позициям плана.

Данный метод планирования прибыли наиболее широко распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он может использоваться организациями в условиях стабильной экономической обстановки при небольшом ассортименте выпускаемой продукции, наличие заранее сформированного портфеля заказов объёма выпуска сравнимой и несравнимой продукции на планируемый период и при неизменных ценах на продукцию, сырьё, материалы и т.п.

Сущность метода прямого счета заключается в том, что прибыль от выпуска товарной продукции рассчитываетсякак разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС и акцизов) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода:

Размер плановой прибыли от продажи продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой по действующим ценам(за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж) и плановой себестоимостью этих изделий:

П = (В Х Ц) – (В Х С),

(1)

где П– плановая прибыль;

В– выпуск продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц– цена за единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж);

С– полная себестоимость единицы продукции.

Объем выручки и полная себестоимость продаваемой продукции определяется с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Для расчета прибыли от продажи продукции (работ, услуг) по укрупненному методу используется формула:

РПР = ОН + ТПР – ОК ,

(2)

где РПР – объем проданной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и полной себестоимостью;

ОН и ОК соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по ценам продаж и по производственной себестоимости;

ТПР – объем выпуска продукции, исчисленной по ценам продаж и полной себестоимости.

Далее прибыль от продаваемой продукции определяется как разница между ценой и себестоимостью по формуле (3):

ПРП = ВРП – СРП,

(3)

где ВРП – планируемая выручка в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

СРП – полная себестоимость продаваемой в предстоящем периоде продукции.

Точность определения плановой прибыли методом прямого счета зависит от обоснования количества продукции, которую намечено произвести и продать, точности прогноза цен продажи, обоснованности плановых затрат на единицу продукции.

Достоинства данного метода заключаются в следующем:

  • все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестои­мости продукции и выручки по всему ассорти­менту выпускаемой продукции, этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность;

  • метод нетрудоемкий и использу­ется при составлении перспективных планов развития предприя­тий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

К недостаткам данного метода относятся:

  • в современных условиях хозяйствования метод пря­мого счета можно использовать при планировании прибыли толь­ко на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли;

  • на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и от­четные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по ос­тальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли;

  • метод не позво­ляет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в пла­новом периоде;

  • при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от продажи очень трудоемка.

Аналитический метод расчета прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости, а также как дополнение к методу прямого счёта в целях его проверки и контроля. Сущность метода заключается в том, что прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль же по несравнимой продукции определяется отдельно.

Аналитический метод основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся: объем продаж, уровень себестоимости, цены, налоговые ставки, рентабельность.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

  1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:

РБ = Пб : Сп/б х 100%,

(4)

где РБ – базовая рентабельность отдельных групп продукции;

Пб – прибыль от продажи продукции;

Сп/б – полная себестоимость проданной продукции.

  1. исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли планируемого года на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

  2. учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, качества продукции, структуры выпуска, цен на продукцию. Следует также выявить инфляционную составляющую прироста прибыли.

Влияние перечисленных факторов на плановую прибыль выражается следующим образом:

ППЛ = СП/ПЛ х РБ ± В ± С ± А ± Ц,

(5)

где – В– влияние изменения выпуска товаров в сопоставимых ценах;

С – влияние изменения себестоимости продукции;

А – влияние структурного сдвига в выпуске товаров;

Ц – влияние изменения продажных цен на продукцию предприятия.

После выполнения расчётов по всем трём этапам определяется прибыль от продажи продукции.

Точность определения плановой прибыли аналитическим методом зависит от обоснованности планового объема сравнимой и несравнимой товарной продукции, точности прогноза цен продажи, обоснованности инновационных проектов и эффективности инноваций.

Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для экономического анализа.

Однако в отличие, от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Таким образом, можно выделить следующие достоинства данного метода:

  • дает представление о факторах изменения прибыли;

  • может применяться на любой период;

  • не имеет ограничений (неограниченная сфера применения).

Недостатки аналитического метода планирования заключаются в следующем:

  • используется большое число показателей, участвующих в расчете;

  • является менее точным, чем метод прямого счета;

  • носит вероятностный характер.

Смешанный метод планирования прибыли представляет собой рациональное сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода посредством использования базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Условием применения смешанного метода является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции. Для предприятий с широким ассортиментом продукции этот метод неприемлем из-за трудоемкости экономических расчетов.

Метод, основанный на эффекте операционного (финансового) рычага (CVP-анализ) базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные (амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала, административные и другие расходы, не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные затраты (расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и другие материалы, связанные с изменением объема производства). С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий особенно важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого устанавливается точка безубыточности, т.е. такой объем выручки, при котором предпри­ятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль и не неся убытки.Из выручки вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль:

Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

Более наглядно определение точки безубыточности можно представить графически (рисунок 1).

Рисунок 1 - Определение точки безубыточности

Три главные линии отражают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки равна ее полной себестоимости. Только при выпуске продукции в объеме большем критического объема продаж предприятием будет получен положительный финансовый результат (прибыль). Объем продаж ниже критического приносит предприятию убытки.

Далее планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (финансового) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем продаж, не приходя к убыточности.Эффектом операционного рычага называют такое явление, когда с изменением объема продаж происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Действие данного эффекта связано с воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и продажи.

Показатель операционного рычага имеет важное практическое значение. Чем выше удельный вес постоянных затрат и ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. При росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. Но при бесконтрольном увеличении постоянных расходов резко увеличивается предпринимательский риск – при сокращении выручки предприятие понесет потери в прибыли. В современных условиях метод эффекта производственного рычага широко используется в планировании прибыли.

Метод на основе бюджетирования заключается в том, что на базе этого метода разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансо­вого планирования прибыли. Данные модели включают математические формулы, определяющие взаимосвязи между показателями, а также учет воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие решений. Алгоритм планирования прибыли ос­нован на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Первый этап – организационный, на котором проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции.

Второй этап – производственное планирование. Цель данного этапа состоит в разработке производственной программы. Здесь определя­ется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация.

Третий этап включает в себя плани­рование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчи­тываются в форме бюджетов.

Четвертый этап – планирование прибыли от продажи продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Ад­министративные расходы определяются на основе сметы и включа­ют в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом продажи продукции.

Пятый этап – проектирование прибыли организации, то есть финансового результата от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от продаж, операционных и внереализационных дохо­дов за минусом операционных и внереализационных расходов.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о финансовых результатах. Затем может формироваться прогнозный баланс и, финансовый план.

Экономико-математический метод планирования прибыли используется на крупных предприятиях или сверхкрупных организациях, где есть возможность использования большой нормативной и учетной информационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.

На начальном этапе данного метода используют стандартные программы анализа, такие как факторный, корреляционный, индексный.

В рыночной экономике, для которой характерны частые смены ситуаций, большое значение имеет не только планирование прибыли, но и ее текущее регулирование.

Рассмотренные системы и методы планирования прибыли позволяют повысить эффективность управления прибылью на предприятии, что важно как для самого предприятия, так и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия.

Просмотров работы: 2503