ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

Глушко В.В. 1
1краснодарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Функционирование предприятия, независимо от видов его деятельности и форм собственности, в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы, и для предпринимателя представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия, в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, предприятия-товаропроизводители реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и себестоимостью. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, т.е. отрицательный финансовый результат.

В экономической литературе рассматривались самые различные аспекты финансовых результатов, предлагались их разнообразные классификации, преследующие самые различные цели.

Ю. В. Богатиным и В. А. Швандаром для определения прибылеобразующих факторов разработана классификация резервов повышения прибыли предприятия, а также факторов и путей реализации этих резервов.

В.Г. Гельтман, В.А. Терехова и ряд других авторов солидарны в том, что финансовый результат является показателем, обобщающем трактовке методики определения конечного финансового результата. Он определяется показателем прибыли или убытка, который отражает в обобщенном виде результат хозяйствования и эффективность произведенных затрат.

Среди учетных классификаций финансовых результатов выделяются классификации Я. В. Соколова и С. А. Николаевой, Так, Я. В. Соколовым разработана всеобъемлющая по самым различным основаниям классификация расходов и доходов, преследующая конечную цель — исчисление финансового результата организации. В свою очередь, С.А. Николаева разработала классификацию доходов и расходов по двум основаниям с той же целью: по признаку принадлежности к отчетным периодам и по признаку регулярности .

Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что Р.Маккон- нелл и С.Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль». Это высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня. До сих пор люди, включая и экономистов, используют слово «прибыль» в самых различных значениях.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно при анализе производственно-хозяйственной деятельности и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ..

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях рыночной конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Выделяются три основных источника получения прибыли:

  • источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

  • источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга;

  • источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы формирования прибыли

Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

К субъективным факторам можно отнести: организационную деятельность и технический уровень предпринимательской деятельности, конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции и услуг, уровень цен на готовую продукцию и услуги.

Субъективные факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относят, например, снабженческо-сбытовую деятельность и природоохранную деятельность, социальные условия труда и быта и пр.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует практика, имеется две основных стратегии получения прибыли:

Первая - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукции. Получение прибыли предприятием, ориентированным на эту стратегию, предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противоречия, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Вторая стратегия связана с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность использования этой стратегии зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее производство. Величина прибыли в данном случае зависит:

  • во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

  • во-вторых, от создания конкурентоспособных условий (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

  • в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

  • в четвертых, от ассортимента продукции и издержек производства.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, сохраняющейся инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары и услуги, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущее прибыли функции, что является следствием расстройства экономки, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

При планировании и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года (балансовая прибыль, убыток).

Не учитывая сейчас положений Налогового Кодекса РФ, отметим, что прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) характеризует финансовый результат основной деятельности организации и определяется как разница между доходами и расходами по обычным видам деятельности. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия (в соответствии с уставом). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия. Он равен разнице между выручкой, от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия, он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Происхождение прибыли связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированного на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Прибыль от реализации - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг), НДС, акцизов и экспортных пошлин.

Для исчисления облагаемой налогом прибыли отечественные предприятия руководствуются главой 25 Налогового Кодекса РФ Порядок налогообложения прибыли организации рассматривается в п. 1. 3 данной главы.

Сумма налога на прибыль определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот, которые, впрочем, значительно сокращены Налоговым Кодексом РФ, и ставки налога на прибыль.

Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

  • дивидендов;

  • процентов, полученным по акциям и облигациям, принадлежащим предприятиям;

  • доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории России и др.

Указанные налоги взимаются у источника этих доходов.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между облагаемой налогом прибылью, величиной налога с учетом льгот, а также сальдо чрезвычайных доходов и расходов. К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие при стихийных бедствиях, пожарах, авариях: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Чистая прибыль представляет собой главную форму чистого дохода предприятия и выражает стоимость прибавочного продукта. Часть чистой прибыли может быть направлена на капитальные вложения производственного и социального характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда социальной сферы, резервного фонда или других фондов аналогичного назначения. Порядок формирования и использования этих фондов регулируется уставом и другими учредительными и внутренними документами конкретного предприятия. Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена для капитализации, по своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, используемых для развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное, эффективное управление планированием и использованием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Просмотров работы: 273