ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Одинаева А.Н. 1
1краснодарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению автора: «Факторный анализ прибыли представляет собой основу экономического развития предприятия».

Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Также прибыль представляет собой важный показатель оценки производственной деятельности и коммерческой деятельности.

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия. Характер деятельности предприятия определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно-коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой деятельностью и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разницу между выручкой от продажи продукции и себестоимостью проданных товаров, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Важными причинами, которые влияют на сумму прибыли от продажи продукции, работ, и услуг, являются:

- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение себестоимости продукции. Понижение себестоимости приводит к подъему прибыли. И наоборот, рост себестоимости влияет на понижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих расходов и управленческих расходов;

-изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение цены реализации продукции. При повышении значения тарифов сумма прибыли растет. И, наоборот, при понижении значения тарифов сумма прибыли уменьшается.

Итоги факторного анализа прибыли от реализации дают возможность расценить резервы увеличения производительности изготовления и принять управленческие заключения, которые аргументированы.

Определяется влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль, нужно прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж в этом же периоде.Главная сложность определения данного фактора связана с проблемами определения изменения физического объема реализованной продукции. Во многих случаях реализованная продукция является неоднородной. Поэтому необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Вернее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, которые выражены в натуральных или условно-натуральных измерителях. Эти объемы реализации выражаются в одинаковых ценах. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации.

Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работу и услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2.Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж.

3. Воздействие структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль ориентируется сравнением прибыли отчетного периода, которая рассчитывается на основе цен и себестоимости базисного периода.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определяется методом сравнения их величины в отчетном и базисном периодах.

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ и услуг на изменение прибыли необходимо сравнить размер продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа.

Подорожание себестоимости реализованной продукции происходит за счет увеличения тарифов на материалы и сырье. К понижению прибыли приводят понижение размера продаж и отрицательные сдвиги в структуре продукции.

Отрицательное влияние перечисленных факторов было возмещено увеличением значения тарифов на реализованную продукцию, а еще понижение управленческих и коммерческих затрат. Это значит, что резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж и увеличение доли более рентабельных видов продукции.

Важным вопросом управления процесса формирования прибыли считается планирование прибыли с учетом выводов экономического анализа.

Планирование прибыли – это доля денежного планирования и значительный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли выполняется отдельно по всем видам деятельности предприятия. Это упрощает планирование, а также содержит смысл для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль. А другие – облагаются, но по завышенным ставкам. В процессе разработки намерений по прибыли важно не только учитывать факторы, которые влияют на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев все варианты производственной программы, выбрать наибольшую прибыль.

Планирование прибыли предприятия происходит путем определения выручки от реализации продукции себестоимости. А также определением величины операционных доходов и расходов.

Прибыль планируется по нескольким видам. К ним относят:

- от продажи продукции и товаров;

- от реализации основных средств;

- от реализации другого имущества;

- от оплаты выполненных работ и оказанных услуг;

- от внереализационных операций.

Главной целью при планировании прибыли считается максимизация доходов. Это дает гарантию на финансирование наибольшего размера необходимостей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках деятельного законодательства, а также предотвращением непродуктивных выплат.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Любая сложившаяся ситуация затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли. Так как планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то самым необходимым является составление квартальных планов.

Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной.

Важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования считаются планируемые составляющие балансовой прибыли. Балансовая прибыль – это прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Основой для расчета балансовой прибыли является размер производственной программы, который основывается на заказах покупателей и хозяйственных договорах.

В заключение всего этого можно сделать вывод, что планирование прибыли представляет собой процесс определения прогноза деятельности предприятия.

Главными методами планирования прибыли от ре­ализации товарной продукции являются метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета особенно распространен в орга­низациях и в современных условиях хозяйствования. Метод прямого счета применя­ется при маленьком ассортименте выпускаемой про­дукции. Суть этого метода заключается в том, что финансовый результат вычисля­ется как разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью за соответствующий период.

Расчет производится по формуле:

П= (В * Ц) - (В * С), (1)

где П — плановая прибыль;

В — выпуск товарной продукции в плановом периоде в естественном выражении;

Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — абсолютная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравни­мой и несравнимой товарной продукции в плановом году по пол­ной себестоимости. А также остатков готовой продук­ции на базе и товаров отгруженных на начало и конец плано­вого года.

Расчет прибыли методом прямого счета не сложный и вполне доступный. Но, при большой номенклатуре выпускаемой про­дукции расчет прибыли методом прямого счета довольно трудоемкий. Этот метод не разрешает обнаружить воздействие отдельных моментов на плановую прибыль.

Аналитический методприменяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, при недоступности ин­фляционного подъема тарифов и себестоимости. А также он применяется как до­полнение к методу прямого счета в целях его проверки и контроля.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой продукции в предстоящем году, а по всей продукции в целом.

Сущность аналитического метода заключается в анализе влияния на финансовый результат разных факторов.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из 3-х этапов:

1 этап. Определение рентабельности производится путем деления прибыли за отчетный период на себестоимость продукции за тот же период.

Базовая рентабельность вычисляется по формуле:

Ро = (По / ПСтп) × 100%, (2)

где Ро – базовая рентабельность;

По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года);

ПСтп — абсолютная себестоимость товарной продукции базисного года

2 этап.Исчисление объема товарной продукции в рассчитываемом периоде по себестоимости отчетного года и нахождение прибыли на товарную продукцию на основе базовой рентабельности.

3 этап. Учет влияния разных факторов на плановую прибыль: понижение себестоимости продукции, рост ее качества, изменения цен и т.д.

Проект по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Вследствие этого для определения базовой рентабель­ности применяются отчетные данные за истекшее время (обычно за 9 месяцев). Ожидаемое выполнение плана на оставшийся период до конца года (то есть за 4-ый квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в согласовании с уровнем цен, действовавших к концу года. Вследствие этого если в тече­ние истекшего года имели место быть изменения цен или ставок нало­га на добавленную стоимость и акцизов, которые повлияли на необходимую сумму прибыли, то они предусматриваются при определении ожидаемой при­были за целый отчетный период, независимо от времени измене­ний.

В случае если, к примеру, цены были повышены с 1 октября отчетно­го года, то это увеличение следует распространить на целый период и до 1 октября. Например, как по-другому степень рентабельности отчетного года не может работать базисным для планового.

Превосходство аналитического метода состоит в том, что он разрешает оп­ределить воздействие отдельных моментов на плановую прибыль. Это превосходство имеет место быть при наличии стабильных условий хозяйствования.

Кроме изложенных выше методов планирования прибыли — метода прямого счета и аналитического метода — есть еще третий метод, который называется метод совмещенного расчета.

В методе совмещенного расчета используются элементы метода прямого счета и элементы аналитического метода. Цена товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета. А влияние на прибыль, изменение себестоимости, повышение качества продукции, изменение ассортимента, цен и др. - это всё определяется с помощью аналитического метода.

Для коммерческих предприятий важно определить порог окупаемости затрат, впоследствии которого они начнут получать прибыль. Для этого устанавливается точка безубыточности.Точка безубыточности разрешает предопределять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть собственные затраты. Предприятие в этом случае не получает при­были, но и не несет убытки.

Впоследствии определения точки безубыточности планирование прибы­ли основывается на базе эффекта производственного рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором пред­приятие имеет возможность снизить объем реализации, не прихо­дя к убыточности.

Максимизация прибыли методом определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать размеры прироста прибыли в зависи­мости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции. А также заранее брать на себя надлежащие меры по изменению величины переменных и посто­янных расходов.

Просмотров работы: 97