ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Абубекирова Ю.Р. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенности российского менеджмента

Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов. Он имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Современный российский менеджмент больше ориентируется на то, что наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ, которые обеспечивают свободу и благосостояние граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей.

Он должен учитывать объективные потребности реформируемой экономики, общества в целом; а также главные, ключевые моменты, применение которых при построении новой системы управления дает желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике и осуществление его с наименьшими потерями для общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Одной из важнейших задач российского менеджмента на данный момент является предотвращение и успешное преодоление кризисных явлений в процессе деятельности предприятия. Поэтому характерной чертой современного российского менеджмента является его антикризисный характер. Так как менеджмент в России только формируется, он включает в себя черты западной и восточной моделей менеджмента. Но в отличие от запада, где основой экономики является малый бизнес, в России одним из основных направлений поисков успешных управленцев становится укрупнение предприятий, которые гарантируют большую стабильность, позволяют сконцентрировать ресурсы для выхода на новые рынки и инновации. Также отдельными пунктами можно выделить следующие особенности российского менеджмента:

1) в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;

2) решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем;

3) стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;

4) структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;

5) в целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям, реже по результатам работы группы. Особое место занимают государственные организации, где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии – общие для всех;

6) отношения с подчиненными носят формальный характер, однако неформальные отношения полностью не исключаются;

7) слабый интерес отечественных производителей к внутреннему рынку;

8) продолжительная занятость сотрудника в одной компании в связи с низким уровнем миграции, небольшим выбором предприятий и важностью взаимоотношений сотрудника и руководителя;

9) умение работать в команде;

10) быстрое приспособление к внешним изменениям в условиях конкуренции, но проблемы с внутренней реорганизацией компании;

11) обусловленность карьерных успехов личной симпатией и родственными связями и т. д.

Одна из основополагающих черт российского менеджмента – отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось на предприятиях – принятие решений замкнуто на генерального директора, который наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать в процессе производства работников, раскрыть их потенциал.

Согласно исследованию В. Ядова и Дж. Дебарделебена «Современное состояние трудовых отношений в России», неформальное регулирование у нас социально-трудовых отношений превалирует над формальным. Авторы видят причины этого в несовершенном трудовом законодательстве России. Опыт работы, исследование трудового поведения промышленных рабочих, банковских сотрудников, работников инвестиционных компаний приводит к выводу, что главенство закона, дух закона, писаные нормы, инструкции, положения никогда не были решающими факторами регулирования трудового поведения. 90% всех социально-трудовых отношений основаны на неформальных договоренностях.

В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории. Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием.

Понятия менеджер и руководитель настолько часто употребляются вместе, что многие российские руководители считают их абсолютными синонимами. Однако это не так.

На западе понятие менеджера несколько шире. Если в России руководитель - это человек, который в первую очередь распоряжается людскими ресурсами, и иногда использует финансовые (премия), технические (транспорт, оборудование), информацию, то на западе же все эти ресурсы менеджера (денежные фонды, информация, оборудование, материалы, рабочая сила) считаются одинаково ценными.

Российские компании ценят работоспособность, умение найти подход к различным людям и сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный дух только начинают внедряться в работу компаний. В российских компаниях стиль руководства, почти всегда жесткий и авторитарный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и заканчивая реализацией принятых руководством решений.

В России умение вести презентацию, выступать перед аудиторией не играет серьезной роли. В нашей стране гораздо выше ценится умение наладить личный контакт в переговорах один на один. При этом даже такому умению, как правило, не уделяется внимание в институтах.

Говоря о философской основе менеджмента в России, можно выделить следующие культурные принципы, нормы и правила поведения:

Принцип соборности. Предполагает установление и поддержание всеобъемлющей гармонии между интересами и потребностями (материальными, финансовыми, эмоциональными и духовными) всех заинтересованных лиц бизнеса. Соответственно целью является создание ценности для всех заинтересованных лиц бизнеса владельцев, наемных работников, клиентов, партнеров, госструктур и общества в целом.

Приоритет интуиции над строгим расчетом. Российская теория менеджмента не оспаривает наличие объективных законов экономической деятельности. В отличие от классической теории менеджмента, она считает, что далеко не всегда и не везде следует стремиться к строгой формализации деятельности, поскольку в ряде случаев интуитивное ощущение, а также принятие и реализация решений не в соответствии с четкой «логикой соответствия» этим законам, а по «интуитивному ощущению» является гораздо более эффективным с точки зрения критерия «риск/доходность». Эта точка зрения объясняется коренным отличием традиционных взглядов православия, в котором во взаимоотношениях между человеком и окружающим миром гораздо большую роль играют интуитивные ощущения и чувственные восприятия, чем четкая логика и точный расчет, от кальвинизма, лежащего в основе западной теории менеджмента.

Приоритет личности над организованной группой. Российская культура и история определяются яркими, сильными личностями. Запад находится в большей степени под влиянием обезличенных систем, процессов и законов. В российской теории менеджмента деятельность компании в гораздо большей степени определяются личностью ее «первого лица», нежели в западных компаниях. В российской теории менеджмента «первое лицо» компании является в первую очередь духовным лидером и «идеологом» коммерческого предприятия и лишь во вторую – главным менеджером компании. Это значительно повышает и степень свободы и ответственность первого лица компании. Но также требует разработки и реализации процедур внесения изменений в порядок работы компании в случае смены ее «первого лица»: новый руководитель должен обладать собственной харизмой, чтобы сотрудники работали с ним, для него так же эффективно, как и для прежнего лидера.

Патриотизм, как движущая сила экономического развития. История успешных радикальных рывков в экономическом развитии и «антикризисного менеджмента» на государственном уровне – в России (СССР) 20-х – 30-х и 40-х – 50-х годах 20 столетия, США и Германии в 30-х годах, Японии в 60-х – 70–х, стран Юго-Восточной Азии в 70-х – 80-х годах и Китая в 80-х – 90-х годах убедительно демонстрирует, что именно патриотизм способен активно стимулировать развитие экономики. Поэтому в российской теории менеджмента основополагающей «общей идеологией», объединяющей заинтересованных лиц бизнеса, является именно патриотизм.

Если в классической теории бизнеса объединяющим лозунгом является фраза «Мы вместе выполняем нашу Миссию», в меркантилизме – «Мы вместе делаем деньги», то в российской теории менеджмента объединяющим лозунгом может быть: «Мы вместе строим великую Россию – каждый на своем месте».

Принцип динамической неустойчивости: максимальной гибкости и минимальной инерционности бизнеса. Суть принципа (взятого из авиастроения) состоит в том, что, хотя самолет и летит по определенной траектории, траектория эта является «неустойчивой» в том смысле, что в любой момент с помощью специальных аэродинамических и компьютерных систем самолет может резко и почти мгновенно поменять эту траекторию, чтобы, например, уклониться от выпущенной противником ракеты или же, наоборот, неожиданно и результативно атаковать противника с неожиданного и непредсказуемого угла. В бизнесе происходит тоже самое. «Динамически неустойчивые» российские компании имеют в современном быстро меняющемся деловом мире столь же значительное преимущество перед своими западными конкурентами, какое в воздушном бою имеет российский Су–35 перед американским F–15 или французским «Миражом».

Российская история свидетельствует, что естественным для нашей страны является не плавное, спокойное, последовательное развитие, а резкие, скачкообразные, качественные, революционные скачки. Недаром говорят, что в России «долго запрягают, но быстро ездят».

Менеджмент по опыту цивилизованных индустриально развитых стран, да и по опыту реформирования управления в России, необходимо рассматривать как инновационный тип управления в системе горизонтальных рыночных отношений между производителями, потребителями и посредниками. Системно-инновационный тип управления порожден потребностями открытой либеральной экономики и обладает вполне определенными чертами. К ним относятся: приоритеты экономических интересов и процессов, важность человеческого фактора, гибкие организационные формы, конкурентоспособные системы управления, профессиональная подготовка менеджеров.

Подводя итоги, можно заключить, что российский менеджмент имеет огромное количество особенностей. Все они связаны с внутренними структурами организаций, способами управления, направлены на создание российской модели менеджмента, как отдельной единицы.

Список литературы

  1. Гончаров В. В. В поисках совершентсва управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 2002.

  2. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие для студентов. – М.: ИКК Дека, 1997. – С. 46.

  3. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент . - М.: Россмен, 1999. - 491 с.

  4. Особенности управления на современных российских предприятиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=666346.

  5. Цветков А.Н. Менеджмент. Серия «Учебник для вузов». – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.

  6. Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социологические исследования. – 2001. – №10. – С. 48–58.

Просмотров работы: 4493