СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ (ПРОЦЕССНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ, СИТУАЦИОННЫЙ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ (ПРОЦЕССНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ, СИТУАЦИОННЫЙ)

Гомзикова В.В. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье представлены основные понятия об управлении, рассмотрены основные современные подходы к управлению.

Успеха в предпринимательской деятельности невозможно достичь без управления. Как социальный феномен управление известно с древних времен, еще Платон писал, что для достижения высоких результатов должно существовать разделение труда. Со временем труд начал эволюционировать и приобретать новые формы.

Факторы, влиявшие на эволюцию труда следующие:

  • развивалось общество, а позже и промышленное производство;

  • появлялись новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;

  • на основе вышеперечисленных факторов начала развиваться логика менеджмента, которая сделала менеджмент наукой.

Однако управление применимо не только к менеджменту, но и к целому ряду других наук, например социологии, политологии, философии, экономики. Отсюда следует, что теория управления сформировалась как система междисциплинарная, она является частью многих сфер нашей жизни. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных и многих других дисциплин, которые относятся к управлению. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией.

В современном управленческом процессе существуют четыре основных подхода:

  • Процессный. Это рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий.

  • Системный. Подразумевает рассмотрение организации как некоторой целостной, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.

  • Ситуационный. Сущность состоит в увязке конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами.

  • Количественный. Управление рассматривается как логический процесс, поддающийся математической формализации.

В данной статье рассмотрим первые три подхода к управлению.

Процессный подход

Представители: А. Файоль, Ф. Тейлор, Р. Черчмен, В. Вудфорт

Появился в 1920-е гг. Основатель данного подхода А.Файоль. Цель процессного подхода это создание горизонтальных связей в организациях. Такой подход помогает более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. Основным элементом подхода является процесс.

Процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Функции разделены на две группы, первая группа носит название общих (административных) функций, а вторая конкретных или специальных (специфических) функций.

В настоящее время в определении системы управленческих функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость. Прежде всего различный смысл придается самому понятию «функции управления», в силу чего избираются неоднородные основания (критерии) для их выделения. Классификации, перечни расходятся по числу выделяемых функций, степени их укрепления и др. Но несмотря на существенные отличия перечней, тем не менее можно выделить общее во всех классификациях:

  • все авторы без исключения выделяют среди общих функции планирования, организации и контроля;

  • большинство современных авторов выделяют среди общих функцию мотивации, остальные авторы рассматривают ее как часть других функций, но не отрицают.

Основа процессного подхода заключена в следующих принципах. Данные принципы позволяют повысить эффективность работы.

  • принцип взаимосвязи процессов (организация является сетью процессов, а процесс это деятельность, которая подразумевает выполнение работы, все процессы в организации тесно связаны между собой);

  • принцип востребованности процесса (у результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний);

  • принцип документирования процессов (документация процессов позволяет стандартизировать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса);

  • принцип контроля процесса. (в границах заданного процесса должны быть определены показатели, которые характеризуют процесс и его результаты);

  • принцип ответственности за процесс (разные сотрудники и специалисты могут быть задействованы во время выполнения процесса, но за результат и процесс должен отвечать один человек).

Преимущества процессного подхода:

  • в рамках процесса координируются действия различных подразделений;

  • ориентация на результат процесса;

  • повышаются результаты и эффективность работы организации;

  • прозрачность действий по достижению результата;

  • повышение предсказуемости результатов;

  • выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;

  • устранение барьеров между функциональными подразделениями;

  • сокращение лишних вертикальных взаимодействий;

  • исключение невостребованных процессов;

  • окращение временных и материальных затрат.

Процессный подход это универсальный управленческий принцип, который позволяет совершенствовать разные виды деятельности независимо от их специфики.

Системный подход

Представители: А. Слоан, П. Дюпон, Р. Скотт

Зародился в конце 1950-х гг. В основе подхода лежит теория систем, основоположником которой считается Л. фон Барталанфи. Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов, образующих устойчивое единство. В качестве взаимосвязанных элементов выступают люди, структура, задачи и технология.

К особенностям системного подхода относят:

  • четкое определение целей и установление их иерархии;

  • достижение наилучших результатов при наименьших затратах;

  • все возможные результаты деятельности широко и всесторонне оцениваются с использованием количественной интерпретации целей, определением методов и средств их достижения.

Между всеми элементами системы существуют связи двусторонние и многосторонние. Связи в системе осуществляются через такие процессы как коммуникации (обеспечивают обмен информацией), равновесие (обеспечивает приспособление организации к постоянно меняющимся условиям) и принятие управленческих решений (регулирует и управляет системой).

Системы подразделяются на два крупных вида: открытые и закрытые. Закрытые относительно независимы от окружающей среды, а на открытую систему оказывают влияние факторы внешней среды. Современный менеджмент рассматривает организацию как сложную открытую систему. Слово «открытая» говорит о том, что c внешней средой необходимо обмениваться различными ресурсами для того чтобы организация могла нормально функционировать.

Любая организация как нормальная система имеет наличие входных ресурсов, она функционирует в условиях воздействия на нее внешней среды и формирует определенный результат (выпускает продукцию). Кроме того для любой организации как открытой системы всегда характерно наличие обратных связей (выручка, информация о продажах и т.п.).

Одним из важнейших свойств любой системы является ее динамичность и взаимосвязанность элементов. Важно понимать, что изменение любого элемента системы как правило приводит к изменениям всей системы в целом.

Ситуационный подход

Представители: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон

Разработан в США в конце 60-х гг. 20 в. Связан с системным и процессным подходом, он расширяет сферу их применения на практике. Ситуационный подход связывает определенные приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в сложившихся условиях.

Подход включает в себя четыре макроэтапа:

  • руководитель должен сформировать управленческую компетентность;

  • предвидение возможных последствий;

  • на основе требований максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов необходимо согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями;

  • ситуацию необходимо интерпретировать адекватно.

В ситуационном подходе категория управленческой ситуации занимает одно из центральных понятий. Управленческая ситуация - это сумма всех внутренних и внешних условий, которые определяют закономерности развития и функционирования организации.

Большое число переменных влияет на эффективную работу организации. Выделяют два вида переменных: внутренние и внешние. К внутренним относят ситуационные факторы, которые действуют внутри организации (цели, задачи, люди, структура, техника и технология), а внешние переменные формируются под воздействием решений, принятых управляющими организацией.

Понятие социальной системы в данном подходе критикуется. Сторонники ситуационного подхода настаивают на его применении в ограниченном виде в практике управления. Они считают, что организация это слишком сложная и динамичная система, и вне контекста ситуации сформулировать универсальные требования к эффективной организации невозможно.

Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организаций, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:

  • бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;

  • органической модели – низкую квалификацию персонала;

  • децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.

Сторонники ситуационного подхода выдвинули постулат, который гласит, что каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.

Методологию ситуационного подхода к управлению можно выразить следующими словами: от менеджера требуется знание методов управления, доказавших свою эффективность, навык прогнозирования вероятных последствий при применении методов управления, умение правильной идентификации и навык выбора наилучшего для данной ситуации решения.

Библиографический список:

  1. Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. Пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФА-М, 2013. – 153с. – (Высшее образование);

  2. Гапоненко, А. Л.Теория управления : учебник для бакалавров / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 342 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс);

  3. Гореликова-Китаева О.Г. Текст научной статьи «Современные подходы к управлению организацией и трудовая активность работников»: /https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-upravleniyu-organizatsiey-i-trudovaya-aktivnost-rabotnikov/.

Просмотров работы: 6868