ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Чекалина М.С. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный вид любой странны является результатом прохождения ей своего исторического пути. Каждая сфера деятельности имела свои особенности развития, будь то экономика или политика. Исходя из этого, можно с уверенности сказать, что это относится и к моделям менеджмента. Американская модель менеджмента развивалась под влиянием культурных особенности страны, экономических, политических и производственных изменений, в результате чего Американский менеджмент позволил США занять лидирующие позиции среди стран западного мира и Японии.

Ключевые слова: мануфактура, индустриализация, менеджмент, управление, экстенсивный, интенсивный, капитализм.

Для того, чтобы точно описать современную американскую модель менеджмента, необходимо разобрать некоторые исторические моменты её формирования.

В конце XVIII в. на смену мануфактурному производству пришёл индустриальный способ организации производства, который привёл к технологической революции на предприятиях. В течение этого периода была создана крупная промышленность, объединившая на своих предприятиях большое количество рабочих, которые нещадно эксплуатировались; власть капиталистов и представляющих их интересы управляющих были безграничны.

В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. В результате научно-технической революции появились производственные процессы, которые стали реализовываться без прямого участия человека. Исходя из того, что процессы производства усложнился, от работников требовали более высокого уровня образования и квалификации. Начинает происходить выделение функции по управлению этими работниками в особый вид труда, от которого стала зависеть эффективность производства.

С 1886 г. Начинает развивать теория индустриального менеджмента, благодаря президенту мануфактурной компании «Йель энд Таун» Генри Р. Тауну, который на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков выступил с докладом на тему «Инженер как экономист», в котором утверждалось, что специальность менеджмента по своей практической значимости равноценна инженерному труду, а менеджмент является самостоятельной наукой.

На Ф. У. Тейлора произвело большое впечатление выступление Тауна, который так же присутствовал на собрании Американского общества. Тейлор является автором ряда трудов по менеджменту.

Особенностью зарождения американской модели, является тот факт, что до конца 50-х гг. XX в. в Америке не принимали достижения европейских исследователей. Только в 1949 г. труд А. Файоля «Общее и промышленное управление» был переведён на английский язык. До этого момента научный менеджмент считался чисто американским изобретением.

Далее классическая школа начинает оказывать бурное влияние как на американский менеджмент, так и на все другие направления в американской теории управления.

В 1920-30-е начинается поиск новых форм управлений, причиной которого послужил переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным.

К 30-м гг. происходи нарастание недовольства трудящихся, которые были недовольны тяжёлым, монотонным трудом, а также отсутствием перспектив. Возникали открытые протесты и стачки против потогонных систем эксплуатации и применяемых на капиталистических предприятиях принципов использования рабочей силы.

Для выхода из подобной ситуации капиталистам было необходимо выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Появляется новая концепции, которая основана на новом подходе к «человеческому фактору»: на человека начали смотреть как на личность; происходит понимание того, что от людей непосредственно зависят производственные результаты организации.

Благодаря деятельности Э. Мэйоля, формируется новая концепция – «школа человеческих отношений». Яркими представителями эпохи «новых начинаний» являются М. Фоллетт, Ф. Ротлисбергер, А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и др.

Учёных школы человеческих отношений объединяло то, что они критически относились к системе Тейлора. По оценке историка менеджмента Д. Рена, это проявлялось в следующим:

  • Увеличение внимания к социальным, групповым потребностям человека;

  • Разработка элементов «менеджмента участия»;

  • Обогащение труда рабочих;

  • Признание неформальных отношений в организации;

  • Изучение взаимодействия формальной и неформальной организаций.

В 1960-е гг. возникает новый термин «менеджмент человеческих ресурсов». Его вводит социолог Р. Е. Майлз, который в одной из своих работ противопоставил модель «человеческих отношений» модели «человеческих ресурсов».

«Человеческие ресурсы» рассматриваются как стратегическая модель, которая способствует достижению основных целей организации. Она ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен знать цели организации, отвечать за результат своего труда, достигать их своим трудом. Организации должна поощрять личную инициативу сотрудников посредством материальных стимулов и повышений. Отличительной особенностью данной модели является возможность участия подчинённых в управлении, а также требование совершенствования кадровой политики.

В 1970-80-е гг. большинство американских фирм переименовали кадровые подразделения в службы человеческих ресурсов, впоследствии их роль заметно выросла.

В процессе своего долгого развития американская модель менеджмента приобрела свои индивидуальные черты и особенности.

Начнём с того, что современная модель базируется на трёх исторических предпосылках:

  1. Наличие рынка

  2. Индустриальный способ организации производства

  3. Корпорации как основная форма предпринимательства

Роберт Хейлбронер выделял три основных исторических подхода к распределению ресурсов общества:

  • Традиции – под этим подходом подразумевается распределение экономических ресурсов общества в соответствии со сложившимися традициями, от одного поколения к другому;

  • Приказы – подход подразумевает распределения ресурсов через приказы;

  • Рынок – он предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка.

Наиболее эффективным подходом является рынок, который представляет собой взаимоотношения продавца и покупателя, которые сами устанавливают цены, требования к качеству товара и т.д. Несомненно, рыночные отношения требуют управленческих решений в условиях риска и неопределённости, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Стоит также отметить, что американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства как корпорация, которые возникли ещё в начале XIX века.

В 1932 г. была опубликована книга А. Беркли и М. Минза «Современная корпорация и частная собственность». Данное произведение оказало существенно влияние на формирование теории корпорации.

Корпорации начинают приходить на смену небольшим предприятиям, также они получают статус юридического лица, а акционеры приобретают право на часть прибыли, которая распределяется пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Американский профессор Э. Тоффлер отмечал возникновение «новой управленческой элиты», чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле над процессом в целом, это говорит о том, что реальная власть по управлению перешла к её правлению и менеджерам – специалистам в области организации и управления производством.

В 1960-70-х гг. появляется новое понятие, которое в 1980-е гг. охватило практически все американские корпорации – стратегическое управление.

Стратегия – это способ использования ресурсов и средств, направленный на достижение поставленных целей. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление деятельности. Если же появляются новые цели, то происходит новый поиск достижения этой цели.

Цель стратегического управления:

  1. Разработка долгосрочной стратегии, которая необходима для победы корпорации в конкурентной борьбе

  2. Осуществление управления в реальном масштабе времени

До прихода к стратегическому управлению, в теории и практике преобладала концепция управленческого рационализма, в которой успех определяется рациональной организацией производства продукции и снижением издержек за счёт выявления внутренних производственных резервов. Данная концепции рассматривала предприятие как «закрытую» систему.

В стратегическом управлении же предприятие рассматривается как «открытая» система, также данная концепция основывается на системных и ситуационных подходах к управлению. Основой является системный и ситуационный анализ внешней и внутренней среды. Примерами внешней являются макроокружение и конкуренты, а внутренней научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и т.д.

Для правильной работы стратегического управления, необходимо создание организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ).

Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, которые выпускают однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий, а также имеющих общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме значительно меньше, чем количество производственных подразделений.

Так же немаловажное место занимает стратегическое планирование, которое возникло в результате насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование необходимо для сдерживания стремления руководителей к получению максимальной чистой текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, также ориентирует руководителей на провидение будущих изменений внешней среды. Руководители корпорации могут установить обоснованные приоритеты распределения, например ограничение ресурсов. Благодаря стратегическому планированию создаётся база для принятия эффективных решений.

В результате деятельности Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали осуществлять управление корпорацией посредством производственных советов, контролируемых рабочими, их идея получила название «производственная демократия». Они предполагали, что при участии в работе советов, рабочие постепенно научатся контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а потом и в целом в промышленности.

Можно сказать, что партисипативное управление рассматривается как один из общих подходов к управлению человеком в организации, целью которого является совершенствование использования всего человеческого потенциала предприятия.

В настоящие время в США получило широкое распространение четыре формы привлечения рабочих к управлению:

  • Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;

  • Создание советов рабочих и управляющих;

  • Разработка систем участия в прибыли;

  • Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Сейчас Американскую модель менеджмента можно охарактеризовать как:

  • Отказ от индивидуализма, переход к коллективной форме

  • Для того, чтобы продвинуться по службе, необходимо иметь высокую квалификацию. Перемежение по должности происходит быстро

  • Процесс принятия решения происходит сверху вниз

  • Индивидуальность принятия решений менеджеров: принимаются быстро, реализуются медленно

  • Работники рассматривают работу в фирме в краткосрочном периоде, частота смены работы зависит от их материального благосостояния

  • Главный стимул – экономический фактор

  • Форма деловых отношений – договор

  • Инновации производятся революционным путём

Американская модель менеджмента отличается от европейской или Японской. Это связано в основном с тем, что она долгое время игнорировала достижения европейских исследователей, и частности теорию Файоля, поэтому до середины XX века она развивалась самостоятельно. Именно в этот период сформировался «скелет» современной американской модели менеджмента, который в дальнейшем дополнялся и частично изменялся под воздействием классической модели, которая оказывала наиболее существенное влияние.

Библиографический список

  1. Дорофеев, В.Д., Менеджмент[Текст]: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева. Н.Ю. Шестопал; -- М.: ИНФРА-М, 2008. -- 440 с.

  2. Мескон, М.Х. Основы менеджмента[Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. О.И. Медведь. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

  3. Семенов, А.К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Дашков и К, 2015. - 492 c.

Просмотров работы: 774