ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

Горбушенков Д.С. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для студентов-старшекурсников проблемы образования – это часть их повседневной жизни, поэтому выбор направления работы в области социологии науки и образования был для меня определен некоторым жизненным опытом и возможностью общения с представителями разных вузов. Мы видим эти проблемы «изнутри», поэтому предметом моей работы стал субъективный образ социальной реальности и представлений личности о сфере образования. Результаты ключевых этапов моего исследования и представлены в работе.

Теоретическая модель проблемного поля образования. Прежде всего, необходимо было познакомиться с существующими точками зрения, сформировать теоретическую модель проблемы.

Какова реальность системы образования в Российской Федерации? Представляет ли оно систему с необходимой структурой, выражающей определенную закономерную связь элементов? Есть ли научное обоснование исторически сложившегося набора предметов школьной программы? Каким должно быть соотношение изучения предметов в часах? Какой процент знаний, полученных в школе нужен для продолжения образования в среднеспециальных и высших образовательных учреждениях, а какой окажется практически нужным? Существует точка зрения, что образование в современной Российской Федерации – это скорее набор элементов, имеющий в своей основе больше формальную связь. Постоянные реформы образования не имеют под собой общей методологической основы и не связаны между собой. А.Я. Голубчиков считает, что реальность образования в РФ выражается:

  • в отсутствии научно обоснованной стратегии развития образования;

  • в бессистемности, фрагментарности и «ручном» управлении этой сферой;

  • в отсутствии научных разработок методик и содержания образования на различных его этапах, включая дошкольное образование;

  • в наличии устаревших концепций, схем, не связанных с современной общественной практикой [1].

То, что система образования в современной России не соответствует представлениям людей о качестве обучения, подтверждает исследование Танеевой Е. Ш., в котором она анализировала отношение к качеству образования со стороны населения. Её данные говорят о том, что большинство опрошенных не удовлетворено качеством образования начальных классов, среднего профессионального образования и высшего образования. «Выпускники и их родители все большее значение уделяют практической приемлемости полученных знаний, чего не дает высшее образование на сегодняшний день» [4].

О.Б. Даутова в своей работе «Идеал и цели образования: образованность как культура ответственности» указывает, что образовательный идеал соотносится с идеей общества о наиболее предпочтительном типе личности, способному оптимально адаптироваться к системе социальных взаимодействий и в той или иной степени трансформировать их.

Каждая эпоха имеет свой идеал образования, определяющийся, по мнению М. Ю. Шора, моделью соотношения человека и образования. В античности идеалом выступает гармония, соответственно и образование является формированием гармонически целостного человека в упорядоченном космосе. В средневековье же образование должно обеспечить связь человека и всемогущего Бога, готовя его к «небесной школе» В эпоху Просвещения идеалом образования являлось структурированное иерархическое эмпирическое знание. А в XX веке человечество определяет два вектора образования – информирование человека знаниям о мире или же формирование внутреннего мира. [2]

Цели образования должны определяться идеалами об образовании. Таким образом, идеалом выступает человек целостный, соответственно целью образования является достижение этой целостности в себе, выстраивание своей образованности через нахождение собственного образа, трансценденцию и выполнение собственного предназначения.

Этап эмпирического исследования.В организационном плане исследование включало в себя следующее содержание: определение респондентов, выбор метода, разработка инструментария, сбор материала, анализ полученных данных.

Рассматривая данную работу как пилотажное исследование, я провел интервью с тремя респондентами: студентом-политехником четвертого курса; студенткой третьего курса филологического факультета (специальность «Учитель русского языка и литературы»); и учительница старших классов одной из школ города (ведет обществознание, ОБЖ, экономику). Данный выбор людей обусловлен тем, что проблемы, аспекты, решения и т.д. эти люди видят по-разному, поскольку находятся в разных позициях образовательной сферы.

В качестве метода сбора данных был выбран опрос. В данной работе было использовано свободное интервью. Используемый инструментарий: план интервью. Интервью строилось как развертывание двух основных вопросов: 1) С какими достоинствами и недостатками существующей системы образования Вы столкнулись в процессе обучения? 2 Что бы Вы поменяли в системе образования? Респондентами стали студент технического направления подготовки (см. Приложение 1), студентка филологического факультета (см. Приложение 2) и учительница средней школы (см. Приложение3). Ниже приведен анализ интервью каждого респондента.

Анализируя мнение студента-инженера, я пришел к выводу, что у парня вся система образования строится на интересе к учебе, в широком смысле этого слова. То есть, помимо изначального интереса к «изучаемому»(предмету, специальности и п.р.) должна быть еще и затягивающая манера обучения: {Что касается самого обучения студентов, хотелось бы меньше нудных и непонятных лекций, поэтому ценю преподов, которые могут объяснить сложные вещи на пальцах, разжевывают, для нас, дураков}. Так же, можно выделить еще один аспект – узконаправленность обучения. На счет данного критерия я бы, пожалуй, поспорил, ведь любой человек, и, тем более специалист высокой должности должен иметь хотя бы малейшее представление о других моментах жизнедеятельности, не связанных с его профессией. Делая вывод о мнении студента хочется сказать, что его идеи не лишены смысла, но, соответствуя своему «узконаправленному» мышлению, он не копает вглубь проблемы и не видит своей вины в {незаинтересованности} тем или иным предметом.

В рассуждениях студентки филологического факультета обращает на себя внимание нестандартная манера рассказа, даже с нотками романтизма. Как мне кажется, девушка использовала такой тип повествования неслучайно: она хотела сделать мысли более наглядными, ведь одна из основных мыслей ее повествования – заинтересовать учеников (слушателя). Прежде чем продолжить выделять аспекты, хочется сказать, что попытка своеобразная, прямо скажем, на любителя: складывалось впечатление, что читаешь художественное произведение, а художественная литература усваивается лучше, чем научная. Но есть и обратная сторона медали, художественные приемы растягивают текст, искать в нем основные мысли становится сложнее, иными словами – разводится демагогия. Если доработать, довести до ума такую манеру преподавания, получится весьма увлекательно. В любом случае это «новшество» дает надежду на то, что новое поколение учителей сможет как-то модернизировать общеобразовательные стандарты и «встряхнуть» систему. Вернемся к анализу: так же, как и у студента технаря, у студентки филфака упор сделан на заинтересованность, {Не могу сказать точно, что привлекает на любимых уроках. Из моей догадки, которая не нашла ещё равного соперника — это учитель, который будто «заражает» своей любовью к предмету, своей энергией и силой, которые он отдаёт без остатка на занятии} однако, девушка описала ее с другой стороны. Она описывает проблему со стороны учителя, примеряя на себе роль учителя, и показывает различные варианты, как можно заинтересовать учеников. Отсюда можно сделать подвывод, что даже если у ученика нет изначального интереса к предмету, его можно в этот предмет «втянуть». Нельзя не отметить, что в рассказе прослеживается наивность и амбициозность {Быть может, когда-нибудь учителя найдут в себе силы делать каждый урок незабываемым, а обучение в солнечную погоду превратится в радость, потому что это будет диалог-разговор, «рассуждающее», поучительное «прогуливание», за которым будут рождаться разные идеи, мысли, нужные для обсуждения и полезных споров}. Это связанно с впечатлением от учебы и отсутствием реальной практики, и, возможно, с романтизмом, о котором я упомянул в начале абзаца.В целом, девушка дала нам больше аргументированной информации, чем первый респондент.

Третьей высказалась учительница средней школы, и, как я считаю у человека «наболело», следовательно и меры преобразования предлагаются категоричные. Из рассказа можно сделать вывод, что образование в школе превратилось в выпрашивание оценок, и натаскивание на сдачу ЕГЭ. При этом самих учителей и за людей-то толком не считают. Удивительно, как разнятся мнения у будущего учителя и учителя со стажем. Видно, как амбиции канули в небытие, под жестким гнетом реальных условий. Теперь перейдем к анализу. Мне очень хочется сравнить этот текст с предыдущим. Написано мало, но информации для размышления много; кроме того, женщина пишет не то, как должны вести себя учителя, а то, как должно вести себя их окружение (ученики, родители, экзамены и пр.). Хотелось бы посмотреть, изменится ли мнение у студентки после того, как она начнет практиковать обучение в школе. Из рассказа учительницы я выделил следующие аспекты, направленные на улучшение образования: разрешить оставлять неуспевающих на повторный год обучения, возможно платно; отменить обязательное основное общее и тем более полное общее образование (это решение жесткое, но справедливое, однако оно вызовет общественный диссонанс, особенно у родителей, ведь кто захочет, чтобы его чадо всю жизнь работало дворником за копейки? Для родителей мы всегда самые лучшие и умные; за необоснованные жалобы привлекать родителей к ответственности (Сложно сказать, какие жалобы обоснованные, а какие нет); отменить или как-то реорганизовать ЕГЭ. (Абсолютно правильная, на мой взгляд, мысль, поскольку в данный момент вся суть школьного образования – натаскивание на тесты ЕГЭ.) Так же прозвучала мысль о смене «расчасовки», т.е. полезности предметов, которую так же высказывал первый респондент.

Проанализировав все мнения, я пришел к выводу, что для каждой сферы образования должны быть свои приоритеты. Но, если попытаться обобщить все вышесказанное, то получается некий срез общественного мнения о параметрах достойной системы образования: 1) заинтересованные в учебе ученики, которые хотят учиться и учатся, невзирая порой, на трудности учебного процесса; 2) заинтересованные в обучении учителя, которые вовлекают учеников в процесс обучения, помогая им адаптироваться в предмете; 3) честное обучение без «нарисованных» оценок; 4) отсутствие давления на всех участников образовательного процесса; 5) реорганизация ЕГЭ, например, возвращение вступительных экзаменов в ВУЗы. От себя хотелось бы добавить еще один пункт: поощрение достижений, как для учителей, так и для учеников. Учителям (преподавателям) достойные зарплаты, а ученикам стипендии за достижения в учебе (стимул).

Система образования никогда не станет идеальной, поскольку всегда найдутся недовольные тем или иным аспектом, однако ее можно и нужно сделать лучше, ведь качественное образование – основа хорошего знания профессии, а это в свою очередь основа процветания государства.

Список литературы

  1. Голубчиков, А.Я., Яковлева, Н.А. Образование в Российской Федерации: идеалы и реальность/ А.Я.Голубчиков, Н.А.Яковлева// Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина», 2014. № 1. С.18–22.

  2. Даутова, О.Б. Идеал и цели образования: образованность как культура ответственности/ О.Б.Даутова// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. СПб., 2009, № 83. С.39-44.

  3. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – НПЦ «Эксперимент», Рига.1999. –180 с.

  4. Танеева, Е.Ш., Михалев, И.В. Социологическое исследование качества образования/ Е.Ш.Танеева, И.В.Михалев// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2013. № 1. С.39-42.

Приложения

Приложение А

«Все началось с ЕГЭ. Учился себе спокойно в школе, и тут на тебе… ЕГЭ. Раньше все просто было и понятно, сдаешь вступительные экзамены в ВУЗе, и хорошо. А сейчас. Cдавал я физику… Буду честен, сдал не очень, но все же сдал. Поступаю, и говорят мне при поступлении – туда, куда вы хотите у вас поступить шанс 50 на 50, лучше вот туда поступайте. Ну и пугали меня до самого последнего момента, что не поступлю я туда, куда хочу. В итоге оказалось, что мог поступить, да еще как! Я к чему это все – в ВУЗах студентов пытаются распределить так, как выгоднее в вузах, а ну туда, где действительно хотят учиться студенты.

Ну, поступил, думаю, и хорошо. Начинаю учиться. Сдавал, напоминаю, физику… а физики-то в учебе нет! Химия одна. Думал, хоть благодаря физике интерес к учебе появится, но все шло к тому, чтобы окончательно его убить. Ну да ладно, учимся дальше…

Дальше физика все таки появилась…и интереса стало немного больше, ну и по касательной до 4-го курса я доучился. И что хочу сказать: ветер у меня в голове. Ничего почти не запомнил. И вроде не совсем дурак, не очень ленился… А почему так? Да потому, что интереса нет к специальности, на которую выучиваюсь. Перевестись можно было? Можно. Но я струсил. В деканате напугали. Может не выгодно им, а может, и правда сложно это все.

Итак, что бы я поменял в системе образования? Во-первых, убрал бы ЕГЭ, чтобы школы стали тем, для чего их изначально и строили – учить детей, готовить к выходу в большой мир, давать возможность подумать, кем же они хотят быть в жизни… А сейчас школа – это центр подготовки к сдаче ЕГЭ.

Во-вторых, добавил бы предмет или кружок, в котором детям будут объяснять ту или иную профессию, вызывать у них интерес в учебе. Да, в моем рассказе почти все будет упираться в интерес, поскольку я считаю, что даже заинтересованный глупый студент запомнит, выучит и поймет больше, чем студент умный, но незаинтересованный.

Что касается самого обучения студентов, хотелось бы меньше нудных и непонятных лекций, поэтому ценю преподов, которые могут объяснить сложные вещи на пальцах, разжевывают, для нас, дураков :).

Ну и в конце концов, хотелось бы больше узконаправленности, т.е. учить, познавать только те предметы, которые действительно пригодятся мне в данной профессии».

Приложение Б

«Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили. А. Эйнштейн Утро... Звонок...и уже пустой школьный двор. В школе — затихшие коридоры, освещённые тёплыми лучами весеннего солнца. Опоздавший мальчишка, стоящий у двери и не решившийся зайти... В такие солнечные дни часто можно застать в классе не одну пару глаз, неотрывно смотрящих с завистью в яркое окно. Незанятые стулья учеников почти единственные, кто «слушает» с упоением сонно-монотонные монологи учителя. Напряжённые взгляды на часы: до звонка пять (боже, как же ещё долго!), четыре, три... две минуты... Все торопятся скорее закинуть тетради в сумку и сбежать навстречу солнцу, разговорам и друзьям. Отсидеть бы скорее урок! И ощутить ещё раз, насколько здорово на улице... Но мне хотелось бы поговорить не только о длинных школьных днях, когда светит солнце. Не только о том, чего хотят ребята или учитель. Важнее — разговор о желании и понимании того, что нужно им вместе. Стоит лишь вспомнить, как запоминается информация, чтобы можно было после перейти к формам её получения, а главное — к необходимости и обязательности заинтересованности учителя в учениках и наоборот.

Однажды на радио прозвучал вопрос, заданный известному биологу (не дословно): «Отчего люди не помнят важные вещи, а, к примеру, такие ненужные детали, как божья коровка на рекламном щите для привлечения внимания и достоверности — чистоты рекламируемой воды — врезается в память и не может уйти, так же, как и желтая вешалка — символ магазина, который тебе вовсе никогда не пригодится?» Самое любопытное, стоит только вспомнить, как учителя вели урок, который «не мог» выучиться и «зазубриться», что сразу всё встаёт на свои места. Да, можно не согласиться и оспорить — да неужели это не моя вина, что не слушал/отвлекался/считал косички Тани/играл в телефон?...Но всё же — нет. Неужели я буду отвлекаться, когда занятие, все 45 минут, требует моего внимания, моего вовлечения в процесс, а не только требуется утруждение себя записыванием в тетрадь примеров и редкого выхода к доске? Помню, как подсказывали шепотом за спиной верный ответ, и теперь он запомнился и остался, быть может, в моей голове. Но это, увы, единичные случаи — ассоциации, хотя именно они-то и помогают лучше усвоить информацию, пусть и путём связки. Шмель, залетевший в окно — урок литературы, и одноклассница в тот момент рассказывала строчку из стихотворения. После драки писали контрольную, примеры которой показались невероятно легкими. Множество моментов, которые запомнились...

Именно поэтому не хочется брать в обыденность стандартную форму образования, иногда (всегда?) нужно помочь ребятам усвоить материал, чтобы в своё свободное время от школы они не были заняты домашней работой — ведь она так проста оттого, что я не «спал» на уроке и помню самое главное. Почему не спал? Да потому что ходили в лес и там был небольшой пикник с обсуждением книги. А зимой по ранним утрам все вместе катались на лыжах, после чего, греясь тёплым чаем, обсуждали, кто с какой скоростью катился с горы, и придумывали друг другу задачки. Не хочется останавливаться на отдельном предмете, ведь он совсем не важен. Главное в усвоении любого материала — совместная работа, помощь, обсуждение и открытое высказывание своих мыслей. А проверка знаний... Для этого и созданы контрольные работы, самостоятельные. Но хотелось бы немного сказать и об этом. Бывает так, что при творческом подходе к урокам учителя задают наискучнейшие домашние работы — конспекты, переписывание, «прочесть и пересказать», выучить наизусть... Да, это важно, но почему нельзя соединить интересное с приятным? Ведущий-преподаватель Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге и заслуженный педагог-психолог на одном из собраний будущих молодых учителей предлагал множество примеров интересных домашних заданий и уроков. После этой фразы, помню, мне захотелось зевнуть: «Что ещё необычного я могу услышать», явно сомневаясь, что мне расскажут что-то необычное. Но, как, ни странно, его подходы оказались очень оригинальны. Даже начал он так: «Учим детей ямбам и хореям, а для чего они нужны нам? Зачем? Вот знаю я размеры стихов, и что теперь? В космос полечу?»... Да, с таким подходом можно совсем опустить руки, и, чтобы этого не было ни у учителей (осознания бесполезности предмета, потому что таковых вообще НЕТ), ни у ребят, нужно сначала им объяснить, зачем это им нужно. Конечно, благодаря размеру, у стихотворения появляется своё настроение, интонация, свой характер, смысл... Но чем это доказать? Прочитав стихотворение хорея и ямба — ничего не ясно, ведь главное - слова разные, и, получается, что только слова дают нам смысловую нагрузку и всё внимание акцентировано на них. Сказать ,что было необычно услышать его предложение переделать «строчки хорея» из «Евгения Онегина» в «ямбы» «Тёркина», значит не сказать ничего. И поэтому — пример:

«Нет, ребята, я не гордый

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль»

- так выглядит оригинальный отрывок из произведения.

А теперь попробуем Тёркина превратить в Онегина :)

«Нет-нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Я так скажу: зачем мне орден?

Согласен я и на медаль.»

Уже не так задорно, потому что каждому ритму присущ свой характер, равно как и каждому герою. Характер Тёркина — простые слова, а в характере второго стихотворения он уже словно ленивец, бесконечно-рассуждающий Онегин.

Но это задания. Множество примеров, посвящённых разным темам, можно найти в сети, можно поискать в неклассических методических разработках, или же — поучиться у других. Помню, например, что после прочтения книги «Преступление и Наказание» один из последних уроков в моей школе, посвящённый этой книге, был очень необычен: мы оказались словно в настоящем суде, с адвокатами и прокурорами — ими были мои одноклассники, разделившиеся и «оправдывающие»-«судившие» Раскольникова, потому что мнения расходились, как всегда и бывает. Невероятно интересно было услышать версии, противоречащие моей, которые давали действительно весомые аргументы в защиту их стороны.

Не могу сказать точно, что привлекает на любимых уроках. Из моей догадки, которая не нашла ещё равного соперника — это учитель, который будто «заражает» своей любовью к предмету, своей энергией и силой, которые он отдаёт без остатка на занятии (подбор материала, необычного факта, продумка каждой минуты, вопроса...).

В Японии есть замечательный термин: ханами, это традиция любования цветами. Ханами длится всего около семи дней, и в эти дни всех учащихся ребят выводят на улицу — взглянуть на цветение Сакуры, остановиться среди суматохи и суеты, помолчать, подумать о чём-то важном, своём, личном... Ведь именно утром она так красива на солнце, прекрасна своими листопадами-лепестками, кружащимися над озером.

Но богатство русской природы ничуть не уступает другим странам, а новейшие технологии развиваются и проникают во все сферы общества. Связь одного с другим – яркий пример необходимости прогулок, возможно, по ещё более интересным местам, ведь впечатление — главенствующий мотив в знании. Узнать – это одно, но уже запомнить – иное, это – больше, потому что меня впечатлило, оставило след, воспоминание, опыт.

Быть может, когда-нибудь учителя найдут в себе силы делать каждый урок незабываемым, а обучение в солнечную погоду превратится в радость, потому что это будет диалог-разговор, «рассуждающее», поучительное «прогуливание», за которым будут рождаться разные идеи, мысли, нужные для обсуждения и полезных споров. И, быть может, в одно...

...Утро... звонок...и уже наполненный школьный двор ребята и учителя соберутся на прогулку в парк. В школе — затихшие коридоры, освещённые тёплыми лучами весеннего солнца, ждут с нетерпением уставших, но весёлых учеников. А опоздавший мальчишка... Да разве можно опоздать на самое интересное занятие?»

Приложение В

«Когда-то образование в России было одним из самых лучших в мире. Много воды с тех пор утекло. Как практикующий учитель, выскажу своё мнение.

Одна из причин, по которой образование перестало быть образованием в том, что не стало неуспевающих учеников. Еще не случилось подушевого финансирования, а на повторный год обучения оставлять перестали. Нерентабельно. Перевести в следующий класс обязаны всех. Даже если ученик не ходит, ничего не делает. Сейчас ситуация усугубляется. Дети видят, можно ничего не делая, получить аттестат за 9 класс, берут стратегию на вооружение. Я не говорю о тех, кто стремится получить высшее образование. А о тех, кто идет в техникумы и училища.

Вторая проблема в том, что треть учеников не способна усвоить программу основного образования. Может быть, не стоит пытаться учить всех, а попытаться решить проблему с трудоустройством? Тогда у ребенка и родителей будет выбор: идти работать на низкооплачиваемую непрестижную работу без перспективы роста, или прилагать усилия в учебе. И у родителей будет стимул заставлять детей заниматься.

Далее следует прекратить давление не учителя, которого поставили в положение обслуживающего персонала. Есть только обязанности и нет прав. Родители и ученики по малейшему поводу(по их мнению), да из без оного жалуются директору или сразу в департамент образования. Ученик может нецензурно выражаться, оскорблять педагога, а мер воздействия на него нет, особенно если родители всегда на стороне ребенка. Невольно вспоминаешь старую советскую и русскую школу, когда слово учителя не подвергалось сомнению, а родители, прежде чем выражать недовольства выслушивали претензии. Хотя тогда недовольны они были своими детьми.

Следующий момент – пресловутые ФГОСы. Четко, внятно и понятно объяснить, что это такое, никто не может. Но требуют. А дети, привыкнут в начальной школе к тетрадям на печатной основе и прочим «прелестям» совершенно не способны действовать самостоятельно. Они не могут выделить главную мысль текста, заполнить таблицу, а часто и просто пересказать текст. И зачем изучать иностранный язык со 2 класса. Ребята ещё по-русски читают плохо, а им уже английский преподают.

Следующая наболевшая проблема – ЕГЭ. Вроде бы благие намерения – совместить выпускные и вступительные экзамены. Но общеизвестно, куда выстлана благими намерениями дорога. Детей натаскивают на тесты. При этом они очень часто не способны логично изложить свои мысли (если они есть). Кроме того, жесточайший стресс во время экзамена и после испытывают выпускники, родители, учителя. Причём последние дважды или даже трижды. Сначала когда сидят в качестве дежурных на экзамене, потом в качестве предметников, пока ждут результаты. И в третий раз, когда за тех, кто не сдал, начальство отчитывает их по полной программе. При этом никого не волнует, что дети даже не прилагали усилия, чтобы выучить, подготовиться и хорошо сдать.

И дети, и родители должны понимать, что учёба – это труд. А не насильственное выбивание оценок.

А ещё не плохо бы пересмотреть перечень предметов и расчасовку. Зачем три часа физкультуры, английского, зачем «Религии России»? Введите 1 час экономики. А авторы программ и учебников – отдельная тема. Нелицеприятная».

Просмотров работы: 212