Лаконичным понятием торговой организации является определенная площадка, где осуществляется торговля. Конечно, все мы посещаем рынки, лавки, бутики, универмаги, универсамы, гипермаркеты и супермаркеты и главным фактором воздействия является не товар, а то какие чувства у нас вызывает место его предложения.
Атмосфера торгового помещения формируется за счёт цветового сочетания, внешнего вида и планировки помещения, при этом большая роль отводиться как наружному, так и внутреннему оформлению. Это может затруднять или облегчать перемещение клиента, а также всецело влиять на его решение. Хотя подавляющее большинство товаров и услуг продается через магазины, объем осуществляемых вне магазинов продаж возрастает гораздо быстрее. Многие предприятия розничной торговли принадлежат независимым владельцам, однако все большее число магазинов относится к одной из форм корпоративной розничной торговли. Как и все организации, розничные торговцы должны составлять планы маркетинга, включающие решения относительно целевого рынка, поставок и ассортимента товаров, предоставляемых услуг и атмосферы магазина, цен, продвижения и местоположения. Тематика «Влияние атмосферы магазина на поведение потребителей» является актуальной, так как любое торговое предприятие стремиться к увеличению прибыли, числа покупателей, продвижению на рынке, а атмосфера магазина способна повлиять на осуществление поставленной цели.
Каждый день мы сталкиваемся со сферой торговли. Посещаем супермаркеты, рынки, бутики. Безусловно, на наше решение о покупке чаще всего влияет не сам товар, а его окружение и чувства, которые оно вызывает. Большую часть решений о покупке товара покупатели принимают в магазине.
Специалисты сферы торговли убеждены, что необходимо использовать различные элементы атмосферы магазина. Это создает комфортную, приятную обстановку для покупателей, вызывая у них положительные эмоции. Так же элементы атмосферы магазина способны оказывать влияние на каналы восприятия человека, то есть на его органы чувств. В итоге увеличивается объем продаж и покупательский поток.
В заключение можно отметить, что атмосфера магазина, бесспорно, является важным элементом любого сервисного предприятия. Она способна увеличить лояльность, стимулировать к покупке, влиять на покупателя различным образом, поскольку она является определяющим фактором посещения того или иного магазина. Это было доказано в ходе проведенного исследования.
В ходе исследования были выявлены компоненты атмосферы магазина, которые покупатели считают наиболее значимыми. Выяснилось, что для 20% покупателей главным показателем в магазине является запах, для 16% покупателей – освещение и подсветка товаров в магазине, для 13% покупателей – отношение персонала, а так же цветовое решение в магазине, для 10% - музыкальное сопровождение, чистота и расположение товаров на полках, а для 6% покупателей – температурный режим торгового зала.
Таким образом, на основании полученных данных, был предложен ряд рекомендаций, для улучшения объемов продаж:
Улучшить отношение к покупателям со стороны персонала;
Усовершенствовать расположение и выкладку товаров на полках с целью поддержания чистоты и порядка в магазине;
Наладить температурный режим в магазине;
Ввести круглосуточный режим работы.
Список литературы:
Ульяновский А.В. Сенсорный маркетинг // Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. — М.: Эксмо, 2008
Гулевич Н.Ю. Как открыть розничный магазин. – СПб. : Питер, 2013
Стандарты обслуживания покупателей, которые обязаны выполнять продавцы // Генеральный Директор профессиональный журнал руководителя - 11 июля 2015.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/4298-standarty-obslujivaniya