ИСТОРИЯ КУРСКОГО ВОКЗАЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСТОРИЯ КУРСКОГО ВОКЗАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Курский вокзал (первое время после объединения с Нижегородским вокзалом назывался Курско-Нижегородский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Курская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Находится по адресу ул. Земляной вал, д. 29.

Курский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Москва-Пассажирская-Курская Московской железной дороги входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Курского направления МЖД, а также Горьковского направления МЖД, как части магистрали Москва — Нижний Новгород. Не является тупиковой, линия продолжается транзитом далее, как Алексеевская соединительная линия.

Рядом с вокзалом расположены станции метро «Курская» Кольцевой линии, «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии, а также торгово-развлекательный центр «Атриум» и Садовое кольцо.

История Курского вокзала началась со строительства Нижегородской железной дороги и возведения в 1861 году Нижегородского вокзала — второго по счёту в Москве. Вокзал был построен вне городской черты, за Камер-Коллежским валом, в 7-м квартале Рогожской части у Покровской заставы по левой стороне Нижегородской улицы. Это расположение лично выбрал министр путей сообщения Павел Мельников из-за необходимости скорейшей организации пассажирского сообщения. Кроме того, земля на территории Московского уезда стоила дешевле, а налоги и требования к организации труда были заметно мягче, чем в черте Москвы. Учредитель вокзала, Главное общество российских железных дорог намеревалось в будущем получить земли ближе к центру города, поэтому в документах указывало вокзал как временный, неохотно выделяло средства на строительство и ограничилось одноэтажным деревянным зданием по проекту архитектора Максимиллиана Арнольда.

В ноябре 1866 года железная дорога была продлена до Серпухова, а после — Тулы, Орла и Курска. С ростом числа пассажиров у Нижегородского вокзала появились 2 пристройки, но этих мер было недостаточно: требовался новый вокзал. Обсуждение его строительства затянулось на 30 лет, рассматривались участки на Гороховой улице или Садовом кольце, предлагалось объединение Нижегородского вокзала с Николаевским за счёт строительства ветки Николаевской железной дороги через пути Ярославской до станции Кусково и дальше на Нижний Новгород, но профинансировать подобное Главное управление российских железных дорог не могло. Ситуация разрешилась после выкупа Нижегородской железной дороги государственной казной в 1884 году и образования Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги: Нижегородский вокзал был объединён с новым, заложенным на Садовом кольце по проекту архитектора Николая Ивановича Орлова (некоторые источники указывают Н. П. Орлова, работавшего совместно с Михаилом Аладьиным).

После открытия Курского вокзала в 1886 году Нижегородский был закрыт для приёма пассажиров и использовался для грузовых и воинских поездов, а для удобства пассажиров вблизи товарной станции Москва-Курская в Рогожской части была устроена платформа, где останавливались все, кроме скорых, пассажирские поезда. В 1930-х годах была задумана реконструкция Курского вокзала, и для выбора проекта были проведены сперва международный, а затем всесоюзный конкурсы, в жюри которых вошли Григорий Бархин, Моисей Гинзбург, Лев Руднев. Среди конкурсных проектов была заявка архитектора Ивана Фомина, предложившего поднять уровень земли под вокзалом, а над путями перекинуть огромную арку с полупрозрачными сводами. Однако было решено ограничиться реставрацией существующего здания в классическом стиле, которую выполнил бывший помощник Фомина, архитектор Георгий Волошинов.

В 1968—1972 годах Волошинов всё-таки провёл радикальную реконструкцию здания при участии молодых архитекторов В. Евстигнеева, Н. Панченко, Михаила Аникста, Татьяны Бархиной и Леопольда Малашонока и инженеров Л. Казачинского и Л. Семченко. По признанию Волошинова, новый проект был вдохновлён вокзалом Термини в Риме. Бархина же отмечала, что проект Курского вокзала заимствовал элементы её проекта вокзала в Софии. Новое здание получило 200-метровый остеклённый фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплётов, и оригинальную складчатую крышу с 9-метровым козырьком. Старое здание было фактически включено в состав нового, сохранив архитектурный декор в его центральной части, убранство в одном из залов ожидания и фасад, обращённый к железнодорожным путям. Молодые архитекторы намеревались использовать в проекте необработанный бетон, но по указанию главного архитектора Москвы Михаила Посохина здание было облицовано мрамором. В окончательный проект также не вошли остеклённые полосы между пролётами крыши, которые обеспечили бы проникновение солнечного света, и 30-этажный гостиничный комплекс на южной стороне привокзальной площади. Тем не менее, новый вокзал стал крупнейшим в стране.

В 1970-х годах архитектор Виктор Лебедев спроектировал трёхярусную привокзальную площадь с автомобильной стоянкой на нижнем уровне и магазинами на верхнем, но размер парковки посчитали избыточным, и от строительства отказались. Впоследствии в 2001 году связанная с мэром Москвы Юрием Лужковым строительная компания «Ингеоком» построила на привокзальной площади торгово-развлекательный центр «Атриум», загородивший вид на вокзал со стороны Земляного вала. С 2013 года станция была закрыта для грузовых операций, а код ЕСР был изменён с 191602 на 191551.

Итак, Курский вокзал имеет замечательную богатую историю, надежно служит москвичам, гостям столицы, бесперебойно отправляя и встречая поезда со своих перронов.

Список литературы:

  1. http://dturista.com/publ/kak_dobratsja/aviabilety_avtotury_zh_d_pereezdy/istorija_vokzalov_moskvy_kurskij_vokzal/42-1-0-101;

  2. http://branch.rzd.ru/

Просмотров работы: 282