АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Водопьянова А.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодно около 14% студентов, поступивших в вузы России, оказываются определенными врачами в специальную медицинскую группу, на основании поставленных диагнозов. Рост инвалидности среди студентов обуславливается неблагоприятными экологическими факторами, военными конфликтами, усложнением производственных процессов.

Физическая культура является важным аспектом взросления и становления человека как личности. Этот вид воспитания обучает движениям, выносливости, дает возможность овладеть физкультурными знаниями. Физическая культура и спорт в целом очень важны как для обычных студентов вузов России, так и для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, нацеленных на реабилитацию и адаптацию к стандартной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, тормозивших ощущению полноценной жизни, а также пониманию потребности своего личностного вклада в социальное развитие общества. Постоянные занятия адаптированной физической культурой значительно расширяют спектр функциональных возможностей студентов с инвалидностью, улучшают состояние опорно-двигательного аппарата, положительно влияют на психику. Адаптация таких студентов к физическим нагрузкам является актуальной проблемой всех вузов страны, требующая решения на протяжении всех лет обучения.

Адаптивная физкультура для студентов с ограниченными возможностями здоровья формирует:

- понимание собственных физических возможностей;

- способность преодолевать физические и психологические барьеры, препятствующие ведению полноценной жизни;

- выработку у студентов-инвалидов стремления вести здоровый образ жизни;

- желание улучшать свои навыки и физические возможности;

- способность адаптироваться в обществе.

Целью адаптивной физкультуры является не только повышение навыков физической подготовки, но и социализация студента с ограниченными возможностями здоровья, улучшение уровня качества жизни личности, наполнение жизни новыми эмоциями, знакомствами, общением. [1]

Организация занятий и всего учебного процесса адаптивной физкультуры для студентов-инвалидов значительно отличается от стандартной программы занятий физкультурой в вузах и имеет свои особенности. В программу курса для студентов специальной медицинской группы входит: изучение теории, практического материала, адаптивная физическая активность.

Занятия адаптированной физкультурой обязательно должны начинаться с подготовительного периода. Его длительность напрямую зависит от состояния здоровья студента. Далее идет основной период: 30% уходит на лечебную физическую культуру (ЛФК) и 60% на специальную подготовку и 10% на занятия ЛФК с полным медицинским обследованием. Программа адаптивной физкультуры ограничивает упражнения на развитие силы и выносливости. Завершает цикл переходный период. Его основная задача - постепенное снижение нагрузок, улучшение развития технических приёмов.

Для обучения адаптивной физической культуре студентов с ограниченными возможностями существуют различные требования, зависящие от самого диагноза. Например, для обучения студентов с ограничением по зрению поверхность покрытия в спортивном зале обязательно должна быть ровной и гладкой; необходимо предусматривать звукопоглощающие потолки, а также обеспечение акустической изоляции. Эффективность физических занятий обусловлена структурой движений, последовательностью, частотой и продолжительностью занятий, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений. При ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета. [2]

В настоящее время многие вузы России осуществляют проведение курса адаптивной физической культуры. Однако относительно быстрое развитие данной дисциплины и внедрение ее в образовательные программы высших учебных заведений породили множество трудностей и противоречий, обусловленных недостаточным уровнем разработки этой программы, ее методологии, принципов и т.д.

Можно выделить несколько причин недостаточной развитости программы адаптированной физической культуры для студентов с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Отсутствие социально-экономических условий для выполнения данной задачи;

  2. Недостаточное понимание важности адаптивной физической культуры среди государственных деятелей России;

  3. Совершенствование физической культуры и спорта для студентов с ограниченными возможностями не является приоритетной задачей государства;

  4. Отсутствие условий для привлечения студентов-инвалидов к занятию спорта;

  5. Недостаточный профессионализм тех, кто осуществляет обучение адаптивной физической культуре, отсутствие у этих людей медицинского образования;

  6. Отсутствие желания занятия спортом среди самих студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Все эти факторы препятствуют достижению высокого уровня развитости адаптивной физической культуры среди высших учебных заведений России. Решение данных проблем является очень важной задачей, так как физическая активность необходима не только основному проценту здоровых студентов, но и студентам с ограниченными возможностями здоровья. [3]

Повышение эффективности занятий адаптивной физической культурой позволит поднять на новый качественный уровень социальной практики физическую культуру, образование, всю систему именно комплексной реабилитации студентов с проблемами со здоровьем, наладит уровень жизни и коммуникаций в обществе. Наличие у студентов различных диагнозов требует постоянного осведомления и внимательной и кропотливой работы от преподавателя, который должен периодически изучать новые и подходящие варианты обучения, проведения аттестаций, пересматривать нормативы и задания.

Список литературы:

  1. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. пособие. – М. Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.;

  2. Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре//Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2004. -296 с.

  3. Курдыбайло С.Ф., Евсеев, С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре//Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2004. -184 с.

Просмотров работы: 843