МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И БЕРЕГОВЫХ ЛИНИЙ РЕК, ОЗЕР И ВОДОЕМОВ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И БЕРЕГОВЫХ ЛИНИЙ РЕК, ОЗЕР И ВОДОЕМОВ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Жирновкова Т.Н. 1, Евстигнеева Т.А. 2, Митькина Н.Н. 1, Замыслова А.А. 2
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород Нижний Новгород, Россия (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
2Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород Нижний Новгород, Россия (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время очень актуальна проблема загрязнения водных объектов в результате деятельности человека. Сброс отходов, устройство несанкционированных свалок, захламление территорий, прилегающих к источникам водоснабжения, нарушает способность рек, озер и водоемов к саморегулированию. Видимые искусственные изменения в природной среде часто приводят к коренным изменениям связей в экосистемах и прогрессирующему разрушению биосферы.

Проблемы захламления территорий становятся все более острыми по мере исторического развития общества. Стремительно увеличивается влияние на природу, вызываемое научно-техническим прогрессом. Уже сейчас во многих городах России наблюдаются большие трудности в обеспечении водоснабжения и водопользования вследствие качественного и количественного истощения водных ресурсов.

Деятельность, обеспечивающая рациональное использование водных объектов, регулируется Водным Кодексом Российской Федерации (ВК РФ). Согласно 65 статьи ВК РФ к водоохранным зонам относятся территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, для предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения, направленные на предотвращение загрязнений водных объектов, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов [1].

Для защиты водных объектов от воздействия антропогенного фактора необходимо производить мониторинг водоохранных зон и прибрежно-защитных полос, позволяющий максимально снизить антропогенное влияние.

Мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц [2].

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов [1].

Деятельность по осуществлению и организации мониторинга проводятся: Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ [2].

Контроль загрязнения поверхностных вод производится регулярно специально созданной сетью пунктов наблюдения. Порядок организации и проведения наблюдений на этих пунктах определен ГОСТ 17.1.3.07-82 и соответствующими методическими указаниями.

Разработанная система контроля предусматривает согласованную программу работ по гидрохимии, гидрологии, гидробиологии и получение данных, характеризующих качество воды по физическим, химическим, гидробиологическим показателям.

Пункты контроля качества водоемов и водотоков подразделяют на I, II, III и IV категории. Категории пунктов и их расположение определяют в установленном порядке с учетом комплекса факторов: народно-хозяйственного значения водного объекта, качества воды, размера и объема водоема, размера и водности водотока и других факторов [3].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что установление водоохраной зоны является основой сохранения водных объектов, а проведение мониторинга позволяет вовремя принять необходимые меры и спасти от загрязнений природные ресурсы.

Список литературы

1.Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ : [ред. от 29.07.2017] . - Режим доступа : КонсльтантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 10.04.2007 г. № 219-ФЗ : [ред. от 18.04.2014] . - Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

3. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков. – Введ. 01.01.1983. – Москва : Изд-во стандартов, 1983.

Просмотров работы: 249