Актуальность средства данной конкретным работы можно бюджет объяснить постоянным процесс участием бюджетных общества средств в жизни денежные населения. Поскольку инструмента местный бюджет ведения является одним Актуальность из главных предметам каналов доведения предназначены до населения отнесенных результатов производства, мы разберем в целом бюджет Нижнеомского муниципального района. Анализ эффективности использования денежных средств из местного бюджета позволяет нам выявить как сильные, так и слабые стороны управления бюджетом.
24 декабря 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Нижнеомский муниципальный район. Расположен на северо-востоке Омской области, на севере граничит с Муромцевским и Большереченским районами, с востока – Усть – Тарским и Тарским районами Новосибирской области, с юга – Калачинским районом и с запада – Горьковским. Нижнеомский муниципальный район входит в состав Восточного экономического района Омской области.[5]
Площадь муниципального района составляет – 3,4 тыс.кв.км, или 2,5% от территории Омской области.
Районный центр – село Нижняя Омка расположен в южной части района в 121 км от города Омска, Москвы – 2300 км., Калачинска – 80 км, до железной дороги - 65 км, от речного причала - 121 км.
Ведущей, а также определяющей экономики Нижнеомского района, была и остается аграрная отрасль. Общая площадь земель всех категорий -335396 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения - 316243 га ( 94.3 %), земли поселений -4361 га, земли промышленности, энергетики, связи – 663 га., земли лесного фонда – 10 793 га., земли водного фонда – 1787 га, земли запаса – 1603 .га.
Численность населения постоянно проживающих на территории Нижнеомского муниципального района по состоянию на 1 января 2017 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области составляет 14218 человек. В составе района присутствует 52 населенных пункта в составе 11 сельских поселений.
Далее в таблице 1 рассмотрим социально- экономическое положение изучаемого района. [5]
Таблица 1- Основные показатели социально-экономического развития Нижнеомского района Омской области за 2014-2016гг.
Показатели |
2014г. |
2015г. |
темп роста в % к 2014 году |
2016г. |
темп роста в % к 2015 году |
район |
район |
район |
|||
Общая площадь земель муниципального образования (гетар) |
335396 |
335396 |
0,0 |
335396 |
0,0 |
Протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на конец года всего (километр) |
316,7 |
310,7 |
98,1 |
304,4 |
97,97 |
Объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах; млн. рублей) |
1792654 |
2036379 |
113,6 |
2165414 |
106,3 |
Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) |
72019 |
46631 |
64,7 |
130380 |
279,6 |
Ввод общей площади жилых домов, тыс. кв. м |
4053,3 |
3592 |
88,6 |
3595 |
100,1 |
Оборот розничной торговли в расчёте на душу населения, рублей |
- |
195948,8 |
- |
272416,8 |
139,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата (по кругу крупных и средних организаций), рублей |
18834,9 |
19080,9 |
101,3 |
19929,7 |
104,4 |
Уровень безработицы, %. |
1,2 |
4 |
333,3 |
6,7 |
167,5 |
Численность постоянного населения (на конец периода), тыс. чел. |
14939 |
14729 |
98,6 |
14496 |
98,4 |
Естественный прирост (убыль (-) в расчете на 1 тыс. человек населения) |
-0,2 |
-0,7 |
350,0 |
-3,7 |
528,6 |
Развитие малого и среднего предпринимательства на сегодня остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест, способствует формированию и поддержке конкурентной среды, решению социальных проблем, поэтому необходимо приложить все усилия для создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.[2]
Объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2015 году возрос на 13%, а в 2016 году его темп роста увеличился на 6,3% и составил 2165414 млн.руб.
Уровень экономического развития муниципального района во многом зависит от инвестиционной активности предприятий и организаций. Темп роста инвестиций в 2015 году снизился на 5,3%, а в 2016 году возрос на 179,6%. Объем инвестиций в основной капитал, за счет собственных и кредитных средств (за исключением бюджетных средств) приходится в основном на инвестиции в сельском хозяйстве, большая часть которых была направлена на приобретение объектов основных средств крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями района.
Темп роста ввода общей площади жилых домов в 2015 году снизился на 21,4%, в 2016 году он возрос на 0,1%. Оборот розничной торговли в 2015 году составил 195948,8 рублей, в 2016 году темп роста оборота увеличился на 39% и составил 272416,8 рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 1,3% и составила 19080,9 рублей, в 2016 году она возросла на 4,4% по сравнению с прошлым годом и составила 19929,7 рублей. Уровень безработицы в районе имел тенденцию роста, и в 2016 году он составил 6,7%. Численность постоянного населения в Нижнеомском районе за период имела тенденцию снижения, так как уровень безработицы возрастал, в 2016 году она составила 14496 тыс.чел. Естественный прирост также имел тенденцию снижения. Протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований с каждым годом уменьшается.
Далее рассмотрим анализ показателей доходов бюджета Исилькульского муниципального района в таблице 3.
Таблица 2 - Анализ плановых показателей доходов бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 годы.
Доходы бюджета |
2014 год тыс.руб. |
% к итогу |
2015 год тыс.руб. |
% к итогу |
2016 год тыс.руб. |
% к итогу |
Темп роста, % |
Налоговые и неналоговые доходы |
73873 |
19,5 |
84 461 |
22,5 |
73 297 |
18,7 |
99,2 |
Налог на прибыль |
57180 |
15,1 |
59 854 |
15,9 |
54 542 |
13,9 |
95,4 |
Налоги на товары/ работы/ услуги, реализуемые на территории РФ |
3000 |
0,8 |
9 410 |
2,5 |
3 559 |
0,9 |
118,6 |
Налоги на совокупный доход |
6054 |
1,6 |
6 369 |
1,7 |
5 917 |
1,5 |
97,7 |
Государственная пошлина |
935 |
0,2 |
1 211 |
0,3 |
1 229 |
0,3 |
131,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности |
2437 |
0,6 |
4 249 |
1,1 |
4 614 |
1,2 |
189,3 |
Платежи при использовании природными ресурсами |
37 |
0,0 |
35 |
0,0 |
37 |
0,0 |
100,0 |
Доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства |
2397 |
0,6 |
2 186 |
0,6 |
949 |
0,2 |
39,6 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
404 |
0,1 |
364 |
0,1 |
1 207 |
0,3 |
298,8 |
Штрафы, санкции, |
1440 |
0,4 |
786 |
0,2 |
1 243 |
0,3 |
86,3 |
Прочие неналоговые доходы |
11 |
0,0 |
- |
- |
0,01 |
0,0 |
0,1 |
Безвозмездные поступления |
304001 |
80,5 |
291 413 |
77,5 |
318 834 |
81,3 |
104,9 |
Итого |
377 875 |
100,0 |
375 875 |
100,0 |
392 280 |
100,0 |
103,8 |
Консолидированный бюджет |
420194 |
111,2 |
405 202 |
107,8 |
423 155 |
107,9 |
100,7 |
Исходя из таблицы 2 следует сделать вывод о том, что доходы Нижнеомского муниципального района, в целом, за рассматриваемый период, показали незначительную динамику роста, а именно на 3,8%.
В основном, этому росту способствовала положительная динамика государственной пошлины, темп поста которой равен 131,4%. Так же анализируя темп роста доходов, можно выделить ещё один положительный фактор как процент безвозмездных поступлений. Они, за рассматриваемый период возросли га 4,9%.
Незначительно снизилась доля налоговых и неналоговых доходов с 73873 тыс.руб. до 73297, что в процентном выражении составляет 0,8%, так же наблюдается отрицательная динамика налога на прибыль-, темп роста равен 95,4%.
Далее проведён анализ исполненных расходов Нижнеомского муниципального района за рассматриваемый период.
Таблица 3- Анализ структуры и динамики исполненных расходов Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 годы.
Расходы бюджета |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темп роста, % |
||||
тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|||
Общегосударственные вопросы |
34903 |
9,0 |
36484 |
10,0 |
39085 |
9,9 |
112,0 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
15 |
0,0 |
74 |
0,0 |
54 |
0,0 |
360,0 |
|
Национальная экономика |
17401 |
4,5 |
23522 |
6,5 |
24 217 |
6,1 |
139,2 |
|
ЖКХ |
39753 |
10,3 |
26897 |
7,4 |
46 048 |
11,7 |
115,8 |
|
Образование |
229813 |
59,5 |
214799 |
58,9 |
223722 |
56,6 |
97,3 |
|
Культура, Кинематография |
23635 |
6,1 |
22357 |
6,1 |
21705 |
5,5 |
91,8 |
|
Социальная политика |
17855 |
4,6 |
17792 |
4,9 |
14891 |
3,8 |
83,4 |
|
Физическая культура и спорт |
- |
- |
1285 |
0,4 |
1372 |
0,3 |
- |
|
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных районов |
22598 |
5,9 |
21287 |
5,8 |
24 016 |
6,1 |
106,3 |
|
ИТОГО |
386126 |
100,0 |
364517 |
100,0 |
395111 |
100,0 |
102,3 |
|
Консолидированный бюджет |
427203 |
110,6 |
395490 |
108,5 |
425 161 |
107,6 |
99,5 |
Анализ структуры расходов Нижнеомского района за исследуемый период показал, что основную их часть занимают расходы на образование и составляют 223722 тысяч рублей.
Таблица 4- Анализ структуры и динамики исполненных источников финансирования дефицита бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области.
Источники финансирования дефицита бюджета |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темп роста, % |
||||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|||||
Источники внутреннего финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
8250 |
100 |
-9358 |
82,4 |
2830 |
100 |
34,3 |
|||
ИТОГО |
8250 |
100 |
-11357 |
100 |
2830 |
100 |
34,3 |
|||
Дефицит/ профицит бюджета |
8250 |
11357 |
-100 |
2830 |
100 |
34,3 |
Из таблицы 4 можно сделать вывод, что на 2016 год в Нижнеомском муниципальном районе наблюдается профицит бюджета в размере 2830 тыс.руб. С 2014 по 2016 годы наблюдается сокращение профицита бюджета на 75,7%.
Таблица 5- Исполнение доходной части бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 года.
Доходы бюджета |
Исполнено на 2014 год, % |
Исполнено на 2015 год, % |
Исполнено на 2016год, % |
Изменение 2016 к 2014 |
|
Налоговые и неналоговые доходы |
100,7 |
100,9 |
100,0 |
|
|
Налог на прибыль |
101,9 |
101,2 |
100,0 |
-1,9 |
|
Налоги на товары/ работы/ услуги, реализуемые на территории РФ |
84,0 |
100,0 |
100,0 |
16 |
|
Налоги на совокупный доход |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
|
Государственная пошлина |
100,0 |
100,2 |
100,0 |
0 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
100,0 |
101,4 |
100,0 |
0 |
|
Платежи при использовании природными ресурсами |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
|
Доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
|
Прочие неналоговые доходы |
- |
- |
100,0 |
- |
|
Безвозмездные поступления |
99,5 |
95,1 |
99,4 |
-0,1 |
|
ИТОГО |
99,7 |
96,3 |
99,5 |
-0,2 |
Из таблицы 5 можно сделать вывод, что процент исполнения доходной части Исилькульского района за рассматриваемый период в целом показал отрицательную динамику на 0,2 процента.
Такие показатели доходов как: платежи при использовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции и возмещение ущерба за исследуемый период в процентном отношении не изменились, поэтому можно сказать, что на отрицательную динамику исполнения доходов повлияло в большей степени снижение безвозмездных поступлений (на 0, 1%), налоговых и неналоговых доходов на 0,7 процента, а также налога на прибыль на 1,9%.
Таблица 6- Исполнение расходной части бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области за 2014- 2016 года.
Расходы бюджета |
Исполнено на 2014 год, % |
Исполнено на 2015 год, % |
Исполнено на 2016 год, % |
Изменение 2016 к 2014 |
Общегосударственные вопросы |
100,0 |
99,9 |
100,0 |
0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
Национальная экономика |
88,6 |
100,0 |
87,8 |
-0,8 |
ЖКХ |
97,8 |
68,0 |
94,5 |
-3,3 |
Образование |
100,0 |
95,1 |
100,0 |
0 |
Культура |
100,0 |
95,3 |
100,0 |
0 |
Социальная политика |
100,0 |
99,5 |
98,6 |
-1,4 |
Физическая культура и спорт |
- |
100,0 |
23,5 |
- |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных районов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0 |
ИТОГО |
99,2 |
92,8 |
97,3 |
-1,9 |
Исходя из таблицы следует вывод об снижении исполнения расходной части на 1, 9%. На данное снижение повлияли некоторые показатели, а именно национальная экономика ( на 0,8%), ЖКХ (на 3,3%) и социальная политика (на 1,4%).
Процент исполнения по таким расходам как общегосударственные вопросы, национальная безопасность, образование, культура и межбюджетные трансферты остались неизменными.
Таблица 7- Исполнение источников финансирования дефицита бюджета Нижнеомского района Омской области за 2014- 2016 годы.
Источники финансирования дефицита бюджета |
Исполнено на 2014 год, % |
Исполнено на 2015 год, % |
Исполнено на 2016 год, % |
Изменение 2016 к 2014 |
Источники внутреннего финансирования |
- |
- |
- |
- |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
87,4 |
-82,4 |
24,2 |
-63,2 |
ИТОГО |
87,4 |
-100 |
24,2 |
-63,2 |
Дефицит/ профицит бюджета |
87,4 |
-100 |
24,2 |
-63,2 |
Из таблицы 7 можно сделать вывод, что исполнение источников финансирования дефицита бюджета уменьшилось на 63,2%.
Одним из основных этапов бюджетного процесса является исполнение бюджета.
Цель данной стадии – выполнение расходной и доходной частей бюджета.[3]
Орган, исполняющий бюджет, а именно в Нижнеомском районе это Администрация Нижнеомского муниципального района осуществляет операцию подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.
Подтверждение денежных обязательств является завершающим этапом санкционирования расходов бюджета, вслед за которой осуществляется расходование бюджетных средств. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и актуального поступления предусмотренных бюджетов доходов и финансировании соответствующих мероприятий.[4]
В целом, по состоянию бюджета Нижнеомского муниципального района за рассматриваемый период, можно сделать вывод о том, что он находится в нестабильном финансовом положении, так как наблюдается дефицит бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 12.12.2017 г.).
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Министерство Финансов Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://omsk.ifinmon.ru/index.php/razdely/monitoring-i-analiz-ispolneniya-dokhodov-konsolidirovannogo-byudzheta-sobstvennogo-byudzheta-byudzhetov-munitsipalnykh-obrazovanij-sub-ekta-rf/fo-0002-0005-01. – (Дата обращения 12.12.2016 г.)