Любая дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению с заданными техническими и экологическими показателями.
В ходе проектирования автодороги и дорожно-эксплутационных служб, классы опасности, количество образовавшихся отходов определены согласно законодательству Российской Федерации в соответствии с требованиями директивных и нормативных документов. Классификация отходов приводится в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 № 47008).
В период эксплуатации автодороги образуются следующие виды отходов:
• смет с мостов, развязок в разных уровнях и путепроводов, с территории площадок отдыха и пункта ДПС;
• бытовые отходы с площадок отдыха, автобусных остановок, пункта ДПС;
• отходы дорожно-эксплуатационных участков, обслуживающих трассу.
• производственные процессы по обслуживанию автодорожной техники;
• замена отработанных люминесцентных и ртутных ламп наружного и внутреннего освещения;
• обслуживание локальных очистных сооружений (бытовой канализации, дождевой канализации и очистные сооружения мойки автомобилей);
• уборка территории в теплый период года;
• нефтешлам от зачистки резервуаров хранения топлива;
• жизнедеятельность персонала.
Процентное содержание отходов при эксплуатации автодороги представлены в табл. 1.
Таблица 1 Отходы при эксплуатации автодороги
Наименование отхода |
% |
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
0,02 |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) |
0,06 |
Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) |
0,05 |
Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти |
Менее 0,001 |
Песок, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) |
0,01 |
Фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (Отходы обслуживания локальных очистных сооружений) |
2,04 |
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (Осадок очистных сооружений) |
18,03 |
Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (Смет с усовершенствованных покрытий) |
75,10 |
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
1,88 |
Песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) |
0,58 |
Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (Отходы от зачитки канав) |
2,23 |
Всего |
100 |
Из таблицы видно, что основные отходы при эксплуатации автодороги это смет, осадок очистных сооружений и мусор бытовой.[1]
Таблица 2 Отходы при строительстве автодороги
Наименование отхода |
% |
Отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме |
0,39 |
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный |
0,01 |
Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (Отходы фекальные выгребов) |
0,02 |
Мусор строительный |
Менее 0,01 |
Отходы сучьев, ветвей от лесоразработок |
1,48 |
Отходы корчевания пней |
1,76 |
Бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме |
0,07 |
Бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме |
0,01 |
Отходы, содержащие сталь в кусковой форме |
Менее 0,01 |
Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами |
96,04 |
Бой кирпича при устройстве кирпичной кладки |
Менее 0,01 |
Строительный щебень, потерявший потребительские свойства |
0,22 |
Всего |
100 |
Из таблицы видно, что основные отходы при строительстве грунт, древесные отходы.[1]
Строительство дороги связано с землеотводом, вследствие чего происходит изъятие или отчуждение земельных участков, необходимых для размещения непосредственно как самой автодороги, так и ее конструктивных элементов и элементов инфраструктуры (в постоянный отвод - непосредственно полоса отвода и резервно-технологическая полоса) и временный отвод - для резервов, карьеров и землевозных дорог и для сооружений производственной базы). Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса установлены Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 (в ред. от 11.03.2011) № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».
При ремонте образуется бой асфальтобетона.
Используемая литература:
1.Проектная документация на строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе). Государственная компания «Автодор».