Системы быстрого городского автобусного транзита (анг. Bus Rapid Transit, BRT) признаны наиболее рентабельным механизмом, дающим городам возможность быстро создать систему общественного транспорта, которая может перерасти в сеть и предоставлять пассажирам быстрое и высококачественное обслуживание, как в развитых, так и в развивающихся странах.
Власти Стамбула решили создать систему скоростного автобусного транзита (BRT) под брендом Метробус (Metrobüs): сочлененные автобусы с очень большой пассажировместимостью курсируют на физически выделенных полосах, имеют крытые комфортабельные и безопасные платформы для посадки и высадки пассажиров, автоматическую систему предварительной оплаты проезда при входе на платформы, высокий уровень сервиса для пассажиров.
Проектирование системы заняло всего 77 дней. Сооружение первой линии Metrobüs началось в 2005 г., а запуск системы состоялся уже в сентябре 2007 г. То есть система была создана менее чем за три года. Эти впечатляющие результаты показывают, насколько быстро могут создаваться успешные системы BRT.
Главная линия связала европейскую и азиатскую части города через Босфорский мост и прошла вдоль кольцевой автодороги О1. Главный маршрут длиной 50 км по оси улиц следует из западных пригородов европейской части, далее по Босфорскому мосту в район Кадыкёй на азиатской стороне Стамбула.
На линии главного маршрута Metrobüs имеется 45 станций, расположенных по центру между выделенными полосами. Чтобы использовать обычные автобусы с левым расположением руля (т.е. двери расположены по правому борту автобуса), проектировщики решили организовать по автобусным выделенным полосам левостороннее движение. По коридору BRT со средней эксплуатационной (т.е. с учётом остановок) скоростью 40 км/ч курсируют 334 крупногабаритных сочлененных автобусов (в т.ч. 19,5-метровые Mercedes-Benz CapaCity на 193 пассажиров; 18-метровые Mercedes-Benz Citaro на 150 пассажиров и 26-метровые трехсекционные дизель-электрические Phileas на 230 пассажиров). В самые напряжённые «часы пик» автобусы следуют с интервалом в 14 секунд. Ежедневно ими перевозится 800 тыс. пассажиров. В 2011 г. автобусы Metrobüs перевезли 194,4 млн. чел.
Ежегодно функционирование системы предотвращает выброс в атмосферу 78,5 т углерода оксида (СО), 282,7 т оксидов азота (NOx), 7,3 т дисперсных частиц (РМ), 25 т углеводородов (СН).
Учитывая высокую эффективность системы, городские власти Стамбула продолжают развитие системы BRT Metrobüs.
Опыт Стамбула ещё раз демонстрирует огромный потенциал систем быстрого городского автобусного транзита (BRT), который необходимо использовать и в российских городах.
Литература
1. Тархов С.А. Транспорт в городах Турции // Региональные исследования (Смоленск). – 2013. ‒ №1 (39). ‒ с.11 ‒ 28.
2. Шелмаков П.С., Шелмаков С.В. Укрупнённый проектировочный расчёт параметров гибридной силовой установки для системы быстрого городского автобусного транзита (BRT) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-1. – С. 57-61;
3. Istanbul ‒ Metrobus, A Solution That Scales / IETT, 2009.
4. BRT in Istanbul: Mercedes-Benz CapaCity highly effective and popular as a comfortable rapid transit bus with a high capacity. ‒ URL: http://www.omnibusarchiv.de (дата обращения 22.08.2009).