ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ АДАПТАЦИИ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПОТРЕБНОСТЯМ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ АДАПТАЦИИ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПОТРЕБНОСТЯМ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Кутырин Б.А. 1, Евстигнеева Н.А. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Маломобильные группы населения (далее – МГН) – «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве» [1]. К данной категории населения относят инвалидов, лиц старшей возрастной группы, лиц с временно ограниченными возможностями здоровья, беременных женщин, пешеходов с детскими колясками, детей до 8…10 лет.

Выполненный анализ статистических данных, представленных на сайте Росстата (URL: http://www.gks.ru), показал, что по состоянию на 01.01.2017 г. в РФ:

  • официальный статус инвалидов (по данным Пенсионного фонда) имеют 13 314 тыс. чел. или 8,4 % от общей численности населения;

  • число лиц старше трудоспособного возраста (женщины – 55 лет и старше, мужчины – 60 лет и старше) – 36 658 тыс. чел. или 25,0 % от общей численности населения. Их же число без учета инвалидов – 28 650 тыс. чел. или 19,5 % от общей численности населения. По прогнозу к 01.01.2036 г. доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится до 30,0 % от общей численности населения;

  • число родившихся в 2016 г. – 1,9 млн чел. За последние шесть лет число родившихся стабильно – 1,9 млн чел./год или 1,3 % от общей численности населения на конец года;

  • число детей в возрасте до 10 лет – 22,7 млн чел. или 15,5% от общей численности населения.

Таким образом, к МГН относится почти половина населения страны. И задача создания и поддержания доступной среды для этих групп – с целью обеспечения равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения – весьма актуальна. В связи с этим при подготовке специалистов по направлению «Техносферная безопасность» целесообразно включать в курс обучения вопросы проектирования среды жизнедеятельности, доступной для МГН, – с учетом специфики вуза. В частности, при подготовке выпускников МАДИ по профилю «Инженерная защита окружающей среды» направления «Техносферная безопасность» следует рассматривать вопросы проектирования элементов транспортной инфраструктуры, удобных для передвижения МГН в городских и сельских населенных пунктах.

В выпускных квалификационных работах бакалавров и магистров, прошедших подготовку по кафедре «Техносферной безопасность» МАДИ, среди задач инженерной защиты окружающей среды в автотранспортном комплексе прорабатываются отдельные технические решения, направленные на адаптацию транспортной среды к потребностям МГН. В частности, 2017 г. был выполнен и защищен дипломный проект «Повышение комфорта и безопасности инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению на маршруте наземного транспорта» (URL: http://eco-madi.ru/node/233), получивший высокую оценку членов государственной экзаменационной комиссии. В 2018 г. запланирована к защите магистерская диссертация на тему «Методика повышения уровня доступности объектов придорожного сервиса для маломобильных групп населения».

Список литературы

  1. СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения: утв. приказом Минстрой РФ от 14.11.2016 № 798/пр (введен в действие с 15.05.2017). М.: Минстрой России, 2016. 41 с.

Просмотров работы: 247