МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Сергеев В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждому периоду жизни растущего организма свойственны специфические морфофункциональные особенности, которые выражаются в строении, функциях отдельных систем и органов. Процесс роста и развития организма протекает непрерывно и неравномерно. Нас интересует пубертатный период или подростковый 11-12 лет - школьный возраст. Физическое развитие средних школьников характеризуется бурным развитием организма. Рост тела увеличивается на 4-8см и 10-12 (15)см, вес 4- 6кг и 5-10кг, окружность грудной клетки на 2-5см в год у девочек и мальчиков соответственно.

По данным Н.Н. Яковлева и Л.П. Матвеева небольшой годовой прирост по показателям потребление кислорода отмечается у подростков в возрасте 12 лет (МПК на 28%, а “кислородный” пульс на 24%). Относительная величина МПК у подростков практически остается неизменной, повышение кислородного потолка” у них в наибольшей степени связано с прибавлением в весе. Подростки при физических нагрузках быстро достигают предельной величины МПК (и недолго могут удерживать ее).

Главнейшей особенностью растущего организма являются белки, то есть для процессов роста и развития требуется энергия синтеза белков. Поэтому возрастает потребность в пищевых белках и интенсивность белкового обмена у детей выше, чем у взрослых.

Синтез белков идет с поглощением энергии. Энергия черпается из биоокислительных процессов, в ходе которых создаются молекулы АТФ, АТФ активируют аминокислоты. Все это приводит к напряженному течению окислительных процессов. В связи с большей долей пластичного обмена в использовании энергии возможности энергетического обеспечения мышечной деятельности у подростков меньше, чем у взрослых.

Авторы выделяют и ряд других биохимических особенностей. Содержание гемоглобина в крови и миоглобина в мышцах у подростков меньше, чем у взрослых, поэтому низкая кислородная емкость организма. Сердечнососудистая и дыхательная системы функционируют в напряжении даже в покое, что уменьшает их функциональные резервы, то есть в случае увеличения потребности в кислороде деятельность этих систем усиливается в меньшей степени.

Аэробные возможности увеличиваются у подростков в большей степени, чем анаэробные, поэтому, как можно полагать, В. Тенов был прав в своей статье “Бег, выносливость, трудоспособность”, в которой он ссылается на мнение тренера ГДР М.Рейса и утверждавшего: “Подростки при благоприятном дозировании лучше переносят длительный раздражитель, и он им более полезен, чем раздражитель скорости и скоростной выносливости”. Он считает, что главное в физическом воспитания детей-метод продолжительной работы при систематическом укреплении опорно-двигательного аппарата. Этот период характеризуется началом полового созревания, которое вносит свои коррективы в процесс развития организма. С 11 лет костная система претерпевает значительные изменения. Быстро растут трубчатые кости (кости верхних и нижних конечностей), усиливает процесс окостенения скелета (в эпифизарных хрящах, межпозвоночных дисках) происходит срастание костей таза и формирование позвоночника, и более замедленный рост грудной клетки. Тем не менее, развитие скелета полностью не завершается. Позвоночник отличается гибкостью и пластичностью, кости скелета имеют большое содержание органических веществ. Мышечная система энергетично развивается, увеличивается мышечная масса, но развитие мышц отстает от роста трубчатых костей, растет сила мышц. Однако развитие силы несколько отстает от роста костей скелета. Рост и развитие мышечной массы во многом определяет и прибавку в весе. Развитие организма тесно связано с ростом мышечной ткани. Мышцы составляют 32-35% от веса тела подростков. В течение первых 15 лет жизни человека вес мышц увеличивается на 9 %, а за 2-3 года переходного периода - на12%.

Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшими мышцы рук. Быстрее растут большие мышцы, чем мелкие. Темпы роста мышцы разгибателей опережает развитие мышц-сгибателей. В период завершения полового созревания повышается возбудимость мышц, возрастает скорость возбуждения. Центральная нервная система и ее функция в подростковом возрасте продолжает совершенствоваться. В 11-13 лет происходит наиболее интенсивное развитие коры головного мозга: более ярко проявляются регулирующие, тормозные процессы. Значительно увеличивается способность коры головного мозга к образованию прочных условных рефлексов. Но устойчивость процессов возбуждения и торможения по-прежнему не велика, причем чаще преобладают процессы возбуждения, что приводит к быстрой нервной и физической утомляемости. Важная функциональная особенность ЦНС подростков заключается в большей по сравнению с взрослыми возбудимости и подвижности нервных процессов, способствует относительно быстрой врабатываемости организма. К 11-14 годам заканчивается созревание нервных клеток, участвующих в управлении движениями, а так же двигательного анализатора. К этому возрасту, школьники достигают такого же, как у взрослых, уровня способности к восприятию времени, к анализу мышечных ощущений. Однако могут наблюдаться нарушения в координации функций организма, которые вызваны нейроэндокринными изменениями.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевает сердечно-сосудистая система. На этом этапе развития организма сердцу свойственны быстро нарастающие изменения: увеличивается масса желудочков, толщина стенок, что благоприятно сказывается на общей беговой выносливости.

У детей с 11 лет рост объема сердца обгоняет увеличение диаметра кровеносных сосудов, что в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может вызвать неравномерное снабжение мозга кровью. Мельников В.М. утверждает, что частое кислородное голодание мозга приводит к быстрой утомляемости, которая может усугубляться продолжительной работой с большой нагрузкой на уроках физической культуры или в секциях. Обычно подобное утомление проявляется в посинении рук и губ, сильном побледнении или покраснении лица, смене настроения.

И.А. Армавский писал, что у лиц подросткового возраста значительно увеличиваются адаптационные возможности сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам. Изменения соотношения симпатических и парасимпатических влияний в процессе антагонистического развития расширяет резерв работоспособности системы кровообращения, но все, же следует помнить, что у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных структур сердца и сосудов, а так же продолжающегося развития ЦНС особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функций сердца и сосудов как внутри системы кровообращения, так и по отношению к деятельности других органов и систем организма. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у старших школьников и тем более у взрослых.

Список использованной литературы

1. Макарова Г.А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты. М. : Советский спорт, 2008 .— 438 с.

2. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Миляева В.А. - М.: МЕДпрессинформ, 2002. - 520 с.

3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возраст­ная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. —528 с.

Просмотров работы: 435