ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА

Бородина К.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поиск способов защиты и улучшения умственных способностей человека – одна из приоритетных задач науки. Для предотвращения ухудшения когнитивных функций разработано множество тренировок, в основном без физической активности. Однако, мы с детства знакомы с такой поговоркой, как «в здоровом теле – здоровый дух». Могут ли регулярные тренировки каким-то образом влиять на умственные способности?

Часто мы слышим истории о том, что перед экзаменом или в других стрессовых ситуациях человек теряется и забывает то, что впоследствии может легко воспроизвести в более спокойной обстановке. Однако, регулярная физическая активность может помочь обеспечить доступ ко всем когнитивным ресурсам даже в условиях повышенного стресса.

В ходе исследований было установлено, что серии физических упражнений положительно влияют на такие участки головного мозга, как префронтальная, теменная кора и гиппокамп. Это те области, которые отвечают за организацию мышления, аргументацию и кратковременную память.

Регулярная физическая активность по-разному воздействует на студентов. Так, у студентов первого курса влияние на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики сильнее, в сравнении со студентами второго и третьего курсов. Это связано с тем, что первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий, адаптируясь к вузовскому обучению. Стоит отметить, что физическая культура эффективнее влияет на умственную работоспособность у студентов тех факультетов, где преобладают теоретические знания. В то время как у студентов с чередованием практических и теоретических знаний эффективность повышения умственной работоспособности ниже [1, c. 58].

Можно провести параллель между кратковременной памятью человека и оперативной в электронных устройствах. И та, и другая память работают с информацией, фиксируя внимание на том, что в наибольшей степени способствует решению текущих задач. Одновременно с этим происходит фильтрация той информации, которая не требуется в данный момент. Кратковременная память — основной показатель IQ, коэффициента умственного развития [2, с. 44].

Для функционирования оперативной памяти выделен ограниченный объем ресурсов мозга. А в условиях стресса кратковременная память уменьшается в объемах еще сильнее. Однако, научно доказано, что физические упражнения активизируют те участки мозга, которые влияют на поддержание оперативной памяти.

Студенчество – один из самых трудных этапов в жизни человека. В этот период отмечается наиболее активная изнуряющая интеллектуальная деятельность человека, совместно с постоянными стрессовыми состояниями и гипокинезией (малая подвижность). Как результат: умственное утомление. Выделяют такие фазы утомления, как компенсированная и некомпенсированная. Первая фаза характеризуется незаметным снижением работоспособности. Как правило, на этом этапе поддержание работоспособности происходит за счет подключения незадействованных до этого систем организма. А в момент, когда даже резервные системы организма не справляются с необходимой интенсивностью работы, наступает некомпенсированная фаза утомления.

Движение – ускоритель процессов организма. Насыщение крови кислородом, активизация работы нервной системы за счет нервных импульсов от задействованных в тренировке мышц. Даже простая зарядка, выполненная один раз, может взбодрить человека на весь день. Но способность к тяжелому и длительному интеллектуальному труду вырабатывается исключительно систематическими физическими нагрузками. Разминки «время от времени» могут давать быстрый, но краткосрочный эффект. В то время как систематизация и цикличность физических нагрузок увеличивают выносливость организма.

При изучении данных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра РАМН, можно отметить тенденцию сокращения количества здоровых студентов (в 5 раз). Это результат низкого уровня существующей системы физического воспитания детей, в основе которого отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Гиподинамия – основная причина этого явления. При уменьшении физической активности понижается скорость обмена веществ, из мышечных рецепторов в мозг поступает меньше информации. Эти процессы нарушают регуляцию головного мозга и влияют на функционирование внутренних органов. Из этого можно сделать вывод, что развитие опорно-двигательного аппарата и стимуляция функции дыхательной и сердечно-сосудистых систем – это факторы нормального роста и развития растущего организма [3].

Так как студент, находясь в постоянной загруженности учебным процессом, может развивать физическую активность и улучшать когнитивные функции? Достаточно регулярно заниматься утренней гигиенической гимнастикой, находить время для микро пауз с активностью во время учебного процесса (физкульт минуты).

Самый просто способ развития – начать день с утренней гигиенической гимнастики. Она увеличит работоспособность и ускорит приток крови и лимфы в теле. Учащенное дыхание запустит ускоренный обмен веществ и удалит токсины, накопившиеся за ночь. Если поставить УГГ на регулярную основу, произойдет укрепление нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Вместе с утренней гигиенической гимнастикой ученые предлагают делать водные процедуры. Это один из способов повышения общей тренированности. Необходимо помнить и о гигиенических факторах, таких как режим дня, правильное питание и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Однако во всем стоит знать меру и помнить, что сверх нагрузки могут навредить и ухудшить состояние здоровья. Это относится как к физическому, так и к интеллектуальному труду. Помимо регулярной двигательной активности, ученые рекомендуют обращать внимание на сон. Эксперты рекомендуют не просто регулярно высыпаться, но и вести дневник сна. Рассчитывать количество фаз, фиксировать количество пробуждений за ночь. Если делать это на регулярной основе, можно на некоторое время сокращать сон (к примеру, во время сессии, если нужно что-то срочно выучить, а в запасе только ночь) без вреда для организма.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что физическая активность, несомненно, влияет на умственную деятельность, в особенности у студентов младших курсов. Задача образовательных учреждений – помочь студентам адаптироваться и настроить индивидуальный ритм организма. На занятиях физической культурой необходимо выделять небольшой промежуток времени и показывать учащимся примеры утренней гигиенической гимнастики. Это позволит нам не только улучшить образовательную деятельность студентов, но и помочь в адаптации учащимся первых курсов.

Список литературы.

  1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича., М.: Гардарики, 2000.  448 с.

  2. Мозг и тело : как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / Сайен Бейлок ; пер. с англ. Светланы Кировой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 264, [3] с.

  3. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 423-425.

Просмотров работы: 136