ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» И «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ» НА УРОВЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТ И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» И «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ» НА УРОВЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТ И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Мишина М.Ю. 1, Колпакова Е.М. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед государством все актуальнее становится проблема сохранения здоровья граждан. В силу ухудшающейся экологии, постоянной подверженности излучению от современных гаджетов, необходимо уделять большое внимание здоровому образу жизни. Наиболее эффективным является создание «здоровых» привычек с детства. Поэтому с каждым годом спорт и физическая культура играют все более важную роль в развитии, взрослении и социализации детей. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся[1].

Обширным социальным институтом, охватывающим наибольшее количество детей и подростков, является школа. Рассмотрим, как государство в рамках школьных программ «Президентские Спортивные Игры» и «Президентские состязания» воздействует на формирование здорового образа жизни, развитие спорта и физической культуры в школах.

В целях создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирования у детей и подростков здорового образа жизни Д.А. Медведевым в 2010 году было постановлено проводить Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации функций по организации и проведению ежегодно, начиная с 2010 года, Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры [2].

Являясь участником данных программ, хочется отметить их значимость в жизни каждого школьника. Президентские состязания и Президентские спортивные игры имеют свою идеологию – гармоничное развитие ребенка.

Президентские состязания уникальны тем, что в них принимают участие команды городских и сельских общеобразовательных организаций, сформированных из обучающихся одного класса. Участниками не всегда являются школьники, профессионально занимающиеся спортом, ими могут быть дети/подростки, хорошо выполняющие нормативы или преуспевающие в каком-то определенном виде спорта. Основные виды Президентских состязаний – спортивное многоборье (тесты), творческий, теоретический конкурсы, эстафетный бег. Дополнительные виды программы – бадминтон, шахматы, баскетбол 3х3, дартс, плавание, мини-футбол[3].

В Президентских спортивных играх участвуют команды с 5 по 11 классы, сформированные из учеников одной общеобразовательной организации, добившихся наилучших результатов в наиболее массовых летних видах спорта. Обязательные виды Президентских спортивных игр – баскетбол 3х3, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, шашки; дополнительные виды – гандбол, лапта, тэг-регби 5х5[4].

Данные спортивные программы являются наиболее массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями среди обучающихся в Российской Федерации. В них принимают участие более 11 млн. школьников.

Структура обоих мероприятий состоит из четырёх этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский. Победители регионального этапа награждаются путевками на заключительный этап в ВДЦ «Океан», г. Владивосток (Президентские состязания), ВДЦ «Орленок», Краснодарский край (Президентские спортивные игры)[5].

Поскольку мне удалось поучаствовать в обеих программах, хочется раскрыть их роль в жизни школьника.

Во-первых, увлекателен сам процесс подготовки к каждому этапу. Ежедневные тренировки, подготовка к творческому конкурсу (Президентские состязания), которая включает в себя изучение олимпийского движения, историй выдающихся спортсменов, правил различных видов спорта. Эти знания значительно расширяют кругозор школьников.

Благодаря серьезной подготовке к соревнованиям у школьников развиваются физические качества:

  1. Выносливость

  2. Гибкость

  3. Быстрота

  4. Ловкость

Появляется спортивный интерес, азарт, любовь к спорту и здоровому образу жизни.

Так как первые этапы проходят во время учебного процесса, и необходимо совмещать школьные уроки с тренировками, вырабатываются крайне важные, по моему мнению, навыки:

  1. Собранность

  2. Дисциплинированность

  3. Умение эффективно использовать время

  4. Умение сконцентрироваться на каком-либо вопросе

Во-вторых, в процессе подготовки у каждой команды появляются болельщики, сначала в лице родителей и школьных тренеров, а далее – в лице всей области, края, республики и т.д. Это мотивирует на дальнейшие победы, занятия спортом и постоянную работу над собой.

В-третьих, Президентские состязания и Президентские спортивные игры – это уникальная возможность посетить лучшие детские центры страны, пообщаться с олимпийскими чемпионами, которые приезжают на заключительный этап, чтобы поддержать юных спортсменов, рассказать о своей истории успеха и с честью представить свою малую Родину на соревнованиях всероссийского уровня.

Также данные мероприятия усиленно способствуют формированию у школьников образа успешного человека – здорового, ведущего здоровый образ жизни, образованного, честного, целеустремленного и любящего свою Родину.

В целях оценки эффективности данных спортивных программ, нами был проведен опрос среди участников различных годов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр, представителей команд Алтайского края, г. Барнаула, МБОУ «Лицей № 101» в количестве 105 человек. Мы выявили, насколько данные программы способствовали массовому вовлечению школьников в спорт. Опрошенным необходимо было ответить на вопросы:

  1. Занимались ли вы профессиональным спортом до участия в Президентских состязаниях/Президентских спортивных играх?

Рисунок 1 – доля профессиональных спортсменов в командах

40 % опрошенных (42 школьника) не занимались в спортивных секциях до участия в вышеуказанных мероприятиях.

  1. «Занимаетесь ли Вы спортом по окончании соревнований?». Такой вопрос был задан, потому что не все участники команды до школьных соревнований занимались в спортивных секциях, способности некоторых были раскрыты на уроках физической культуры и развиты в ходе подготовки к Президентским соревнованиям. Результаты были следующими: 90% опрошенных (94 человека) продолжили занятия спортом после участия в спортивных школьных мероприятиях.

Рисунок 2 – Доля спортсменов после соревнований

Таким образом, мы выяснили, что Президентские программы, успешно реализующиеся на протяжении 8 лет, имеют огромное значение для массового вовлечения школьников в спорт, в них принимает участие более 11 млн. обучающихся; помогают формировать образ успешного человека, гражданина; гармонично, всесторонне развивают ребенка; прививают с раннего возраста здоровый образ жизни; учат добиваться желаемого результата.

Список литературы

  1. Большаков А.В. Актуальные проблемы физкультуры. М.: «Знание», 2013, - 287 с.

  2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»

  3. УКАЗ Президента РФ от 30.07.2010 N 948 "О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ (ИГР) ШКОЛЬНИКОВ"

  4. Положение Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры"

  5. Методические рекомендации по проведению школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" в течение учебного года

Просмотров работы: 231