РЕПРЕССИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ (ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕПРЕССИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ (ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ)

Угожаева Т.С. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вступление

Среди заключенных, отбывавших срок исполнения наказаний на Колыме, были талантливые люди, которые внесли вклад в историю нашего края. Ознакомление с их деятельностью для сохранения культурного наследия региона важно.

Целью данной экскурсии является формирование знаний по истории родного края, а именно о труде репрессированных художников на основе экспонатов Магаданского областного краеведческого музея г. Магадана.

Основная часть

Одни из самых суровых лагерей Советского периода находились в Магаданской области, на Колыме.

В 1928 г. на Колыме нашли богатейшие месторождения золота. К 1931 г. власти приняли решение осваивать эти месторождения силами заключенных. Главой предприятия «Дальстрой» назначили Эдуарда Петровича Берзина. Осенью 1931 г. первую группу заключенных, около 200 человек, отправили на Колыму. 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево приехал начальник Э.П. Берзин. К этому моменту было построено здесь лишь 17 строений. Вскоре на Колыму стали прибывать все новые заключенные и вскоре их число уже превышало за тысячу. Через некоторое время на берегах бухты возникла столица Колымы – Нагаево (Магадан).

С 1937 г. режим колымских лагерей сделался еще более жестким. Родоначальником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, который сменил арестованного Э.П. Берзина.

Рабочий день заключенных уже составлял не шесть часов как раньше, а девять. Как и во всех лагерях, заключенные работалина «пониженных нормах питания». Штрафной хлебной паек, при условии выработки менее половины нормы, составлял 300-400 грамм в день.

Но, не смотря на жестокие условия, заключенные все же имели возможность заниматься тем, чем они занимались до своего заключения.

Рис.1. Пархоменко И., Билетов Н., Рейхенберг С., Трухачев В. «Сталинский караван.

Картина «Сталинский караван» (1939)была выполнена по заданию начальника Дальстроя К.А. Павлова, которое было связано с тем, что на Колыму в скором времени должны были прийти пароходы с необходимыми грузами и продовольствием1.

В феврале 1939 г. художники Виктор Трухачев, Сергей Рейхенберг и Николай Билетов под руководством Ивана Пархоменко приступили к выполнению задания.

Почему картина получила такое название? Перед началом зимы 1938-1939 гг. на складах в Находке и Владивостоке скопились грузы для предприятий Дальстроя и продовольствие, которые не успели вывезти в летнюю навигацию.

Колыма крайне нуждалась в этих грузах, которые практически были обречены ждать доставки до следующей навигации. Правительство СССР приняло меры для доставки в Нагаево недозавезенных из-за закрытия навигации грузов и продовольствия, решение вопроса лично взял на контроль Иосиф Сталин2.

В поздравительной телеграмме, полученной дальстроевцами от Иосифа Сталина и его ближайших соратников Молотова и Берия, говорилось: «Для доставки вам недозавезенного оборудования и техники принимаем меры…». Сам караван получил свое название «Сталинский» именно из-за обещания, данного Сталиным Колыме, что грузы будут доставлены в ближайшее время.

На картине изображены: ледокол «Красин» и пароходы «Беломорканал» и «Николай Ежов», которые 5 марта 1939 г. прибыли на Колыму.

Авторы картины «Сталинский караван». Над картиной трудились очень талантливые люди, о жизни которых известно немного.

Иван Иванович Пархоменко (1916–1997) – украинский и советский художник. Главный художник г. Краматорска, основатель народной картинной галереи, ставшей Краматорским художественным музеем. Родился 1 июня 1916 г. в селе Александрополь, Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) Украины в семье крестьян, с 1930 г. – колхозников.

После окончания семилетней Хорошовской школы в 1932 г. поступил в Днепропетровский художественный техникум – позже училище. Был отличником. В конце пятого курса училища, 16 апреля 1937 г. неожиданно арестован по делу ранее репрессированных пяти студентов 4-го курса, обвиненных в троцкистской пропаганде, с пятилетним сроком заключения, год провел в днепропетровской тюрьме. С 11 июня 1938 г.– на Колыме. Работал грузчиком в Нагаевском морском торговом порту. С февраля 1939 г. руководил бригадой художников, выполнявших по заданию начальника Дальстроя картину «Сталинский караван» о приходе на Колыму пароходов с грузами. Руководил группой художников, оформлявших центр Магадана, парк культуры и отдыха, а также здание Дома культуры имени М. Горького, построенного осенью 1941 г.

Был освобожден 6 июня 1942 г., назначен руководителем бригады изоискусства при Главном и Политическом управлениях Дальстроя.

Позднее переехал в Донбасс со своей семьей, но жил там недолго, переехал и 23 года жил в Краматорске, работал в филиале областного товарищества художников, позже – худфонда УССР. Являясь Главным художником города, руководил изостудией, создал народную картинную галерею (1957–1967 гг.), ставшую ныне Художественным музеем.

Кандидат в члены (1957 г.) и член (1960 г.) Союза художников СССР. В 1965 г. реабилитирован Верховным судом УССР, «в связи с отсутствием состава преступления». С 1972 г. жил в Донецке.

Параллельно с художественно–оформительскими работами систематически стремился заниматься творческой живописью, тематикой которой служили исторические, трудовые и ратные традиции, которыми так богат Донбасс. С 1949 г. – постоянный участник областных, ряда республиканских и межобластных (Белоруссия, Прибалтика, 1976 г.), зарубежной (Брюссель, 1976 г.) выставок. В 2008 г. в г. Краматорске Ивану Пархоменко открыли мемориальную доску.

Трухачев Виктор Викторович, 1917 г.р. – график, сценограф, художник промышленной рекламы, автор известных плакатов. Окончил Днепропетровское художественное училище. Арестован в 1937 г., ему инкриминирована антисоветская пропаганда и агитация. Приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), срок отбывал на Колыме (1938–1940 гг.).

До 1941 г. работал художником Центрального клуба окружкома профсоюза. С 17 января 1941 г. В.В. Трухачев – художник Магаданского драматического (позднее музыкально-драматического) театра, уволен 18 июня 1942 г. Работал в аэропорту Дальстроя. В ноябре 1949 г. приезжал в Москву, участвовал во Всесоюзной художественной выставке, размещенной в Третьяковской галерее. Сведений о реабилитации нет.

С начала 1950-х гг. жил и работал в Москве. В основном исполнял плакаты посвященные рекламе товаров пищевой и лёгкой промышленности, бытовых электроприборов.

Рейхенберг Сергей Яковлевич (1914–1986) – театральный художник. Арестован в 1934 г., будучи студентом Художественного училища. Приговорен спецколлегией Московского городского суда по ст.58-10 к 10 годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет. В заключении в Волжском исправительно-трудовом лагере, 28 июля 1936 г. этилирован Колыму, освобожден в 1945 г., остался в Магадане, до 17 августа 1945 г. был художником-постановщиком Магаданского музыкально-драматического театра им. М.Горького. Вместе с режиссером Л.В. Варпаховским осуществил постановку спектакля «Мисс Гоббс» К.Джерома. С августа 1945 г. в Хабаровске – главный художник в театре музыкальной комедии. Вторично арестован 27 апреля 1949 г. в Хабаровске, приговорен к бессрочной ссылке. В ссылке – в Петропавловске (Казахстан); освобожден в 1954 г., жил в Московской области.

Билетов Николай Леонидович (1911–2001) – художник. Жил на Украине.1920-е гг. учился в школе, занимался домашним обучением игры на скрипке и рисованием.1931 г. – чернорабочий в г. Сумы. Помогал в работах художников, оформлявших спектакли в клубе. Рассказывал о реалиях коллективизации в деревне товарищам по работе, среди которых нашелся доносчик. В мае 1932 г. был арестован. После следствия приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, был отправлен в Мордовские лагеря. В 1933 г. прибыл в Темлаг. Находился в крайне тяжелых условиях содержания заключенных, хотел об этом сообщить на волю, но был арестован по доносу, через полгода был переведен на Колыму, в Магадан. Работал грузчиком на Нагаевских складах, часто болел, потому был переведен на хозяйственные работы. Позже работал художником по оформлению самодеятельных спектаклей. В 1934 г. его отправили на лесоповал, где он работал долгое время. В январе 1938 г. был отправлен в Магадан, на работу художником в Парке культуры и отдыха.

Как мы видим, картину, посвященную такому важному событию, как прибытие на Колыму Сталинского каравана, доверили выполнять заключенным 1939 г., которые выполнили свою работу безупречно и навсегда сохранили память о нем.

Рис. 2 Светличный В. А. «На новом участке»

Другим известным репрессированным художником был Виктор Алексеевич Светличный. Он родился в январе 1897 г. на Украине. Окончил Харьковское художественное училище. Был членом Всеукраинского союза работников искусства; оформлял книги ряда издательств. Арестован 27 апреля 1935 г. Осужден за «контрреволюционную деятельность» на шесть лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Срок отбывал на Колыме, отбывал заключение в ОЛПе (отдельном лагерном пункте) управления дорожного строительства Дальстроя (пос. Ягодное). В 1937 г. получил поощрение – «денежное премирование костюмом за работу по оформлению художественной выставки «История дороги» о строительстве колымской трассы». Занимался также живописью. Из заключения освобожден 17 апреля 1941 г. С декабря 1944г.по февраль 1947 г. – артист симфонического оркестра Магаданского музыкально-драматического театра имени Горького. 24 мая 1947 г. уехал на Украину3.

Рис. 3 Светличный В.А. «Запоздалая помощь»

Картина «На новом участке» была написана в 1937 г. Работа была выполнена в лагерных условиях, автором было нарушено правило грунтовки холста, но, тем не менее, работа сохранилась, позже была отреставрирована. На данной картине изображено положение рабочих. Как мы видим, заключенные трудились до позднего вечера и были вынуждены жить в небольших палатах, отапливаемых небольшой печкой.

Рис. 4 Светличный В.А.«На болоте»

Картина «Запоздалая помощь» (1937). Строительство дорог было непростой задачей, ведь природа не всегда позволяла выполнить свои задачи. Трасса пересекла высокие горы, прошла через перевалы, болота, скальные прижимы, наледи. Последние доставляли больше всего хлопот. Весной, когда все начинало таять, уровень воды сильно поднимался, это и хотел изобразить автор на своем полотне. Как мы видим, на данной картине изображена переправа техники на другой берег, которую не смогли осуществить из-за высокого уровня воды и мешающих льдов.

На одной из работ художника, которая называется «На болоте» мы видим, как рабочие расчищают территорию для будущей дороги. Действие происходит на болоте, задействована техника. На заднем плане мы можем видеть все такую же палатку, отапливаемую небольшой печкой, в которой жили заключенные.

Все без исключения заняты делом. Картина написана на холсте, масляными красками.

Рис. 5 Светличный В.А.«Мякит»

Картина «Мякит» (1934). На картине изображен поселок Мякит, основанный в 1933 г. Создание «Колымского шоссе» началось в 1932-м г. о строительства дороги от бухты Нагаева до реки Магаданки. В следующем году временная дорога была доведена до поселка Мякит, где впоследствии размещался штаб автотранспортников – Управление автомобильного транспорта Дальстроя4. В 1935 г. работы по строительству дороги развернулись широким фронтом. Задания перевыполнялись, выработка, по сравнению с предыдущим годом, увеличилась в 2 раза. Из-за недостатка средств механизации на строительстве использовалось огромное количество рабочих, большинство которых составляли заключенные. Тяжелые условия труда, большие физические нагрузки, морозы, болезни, голод, произвол и жестокость охранников – все это, естественно, приводило к большой смертности среди рабочих. Впрочем, недостатка в «человеческом материале» в те годы не возникало. Изыскания автодороги Кадынчем-Хандыга были начаты в конце июня 1941 г.5. Стратегические интересы страны требовали скорейшего установления дорожной связи Якутии с золотодобывающей Колымой. Благодаря тому, что изыскатели по мере готовности тут же, на месте выдавали проекты на отдельные участки дороги, облегченный вариант трассы с временными дорожными сооружениями был закончен всего за 23 месяца - уникальное достижение! Кстати, многие «временные» дороги существуют и поныне.

Мякит – поселок городского типа в Хасынском районе Магаданской области РСФСР. Расположен на Колымской автотрассе. Добыча золота; предприятия, обслуживающие автотранспорт. Прекратил свое существование в 1990-е гг.: деревянные дома – частью сожжены, а частично демонтированы. Капитальные строения стоят разломанные и разбитые, весь металл вывезен и продан за границу, заправочная демонтирована. Разрушенные строения и брошенный погост, вот всё что осталось от населённого пункта, где когда-то кипела жизнь.

Рис. 6 Светличный В.А. «Откатка грунта»

Еще одна из работ Светличного – «Откатка грунта» (1937). Основным видом трудовой деятельности заключенных на строительстве дороги были земляные работы. От выполнения производственных норм зависел продовольственный паек, вещевое довольствие, а также премиальное вознаграждение заключенных.

Нормы выработки на одного заключенного в день составили: на земляных работах ручным способом 3,79 куб. м и др. Откатка грунта осуществлялась тачками, носилками, санями, подводами на расстояние от 70 до 600 метров. Что мы и видим на картине. Рабочие трудились в условиях постоянного холода.

Заработная плата заключенного за выполнение производственных норм в начале 1934 г. проходила по системе бригадного хозрасчета. Летом этого года данная система оплаты труда была заменена на прогрессивно-сдельную, а так же введены премиальные вознаграждения за перевыполнение норм6.

Рис. 7 Светличный В.А. «пос. Ягодный»

Картина «пос. Ягодный» (1937). Предположительно, автор изобразил то, каким он видит поселок в будущем. На данный момент, Ягодное – поселок городского типа, административный центр Ягоднинского района и соответствующего ему городского округа Магаданской области России. На месте будущего поселка Ягодное в 1934 г.поселились дорожники. «Везде, на каждом шагу ягоды и ягоды… Такое изобилие ягод мы встретили впервые» – писал Н. Кутузов, один из первых строителей трассы. Поселок Ягодное начинали строить геологоразведчики вместе с дорожниками как базу на пути в глубь колымского края. Расположенный на ручье Ягодный, левом притоке Дебина, среди нетронутых лиственниц, берез, тополей, защищенный со всех сторон сопками, поселок вполне оправдывает свое имя7.

Написанные в лагерных условиях без соблюдения правил грунтовки холста картины отреставрированы в 1992 г.

Заключение

Итак, мы узнали, что среди репрессированных людей на Колыму были весьма талантливые люди. И не смотря на тяжелые условия заключения, эти художники внесли большой вклад в историю нашего края – запечатлели важные события: прибытие сталинского каравана на Колыму, строительство Колымской трассы. Они оставили нам память о сталинской эпохе, смогли показать в своих картинах всю суровость жизни заключенных, времен Дальстроя.

Библиографический список

  1. Колыма.ru. Репрессии: как это было. Кого карал НКВД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolyma.ru/magadan/?newsid=396 (дата обращения: 02.12.17).

  2. Колыма. Будь прокляты ты, Колыма! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yesaul.livejournal.com/624275.html] (дата обращения: 02.12.17).

  3. Бацаев И.Д. Очерки истории Магаданской области: (начало 20-х. середина 60-х гг. XX в.). – Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2007. 257 с.

  4. Историческая хроника Магаданской области. События и факты 1917–1972 гг. – Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1975. – 340с.

  5. Викимапия. Мякит. Автотранспортный ИТЛ Дальстроя ГУЛАГ (Транслаг) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wikimapia.org/14233515/ru/Мякит-неж-Автотранспортный-ИТЛ-Дальстроя-ГУЛАГ-Транслаг (дата обращения: 02.12.17).

  6. Паникаров И. А. История поселков Центральной Колымы. – Магадан: АО «МАОБТИ», 1995. – 192с.

1Колыма. Будь прокляты ты, Колыма! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yesaul.livejournal.com/624275.html] (дата обращения - 2.12.17).

2Колыма. Будь прокляты ты, Колыма! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yesaul.livejournal.com/624275.html] (дата обращения - 2.12.17).

3Колыма.ru. Репрессии: как это было. Кого карал НКВД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolyma.ru/magadan/?newsid=396 ( дата обращения - 2.12.17).

4Бацаев И.Д. Очерки истории Магаданской области: (начало 20-х.середина 60-х гг. XX в.). – Магадан : СВКНИИ ДВО РАН, 2007. С. 67 .

5Викимапия. Мякит. Автотранспортный ИТЛ Дальстроя ГУЛАГ (Транслаг) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wikimapia.org/14233515/ru/Мякит-неж-Автотранспортный-ИТЛ-Дальстроя-ГУЛАГ-Транслаг (дата обращения 2.12.17).

6Историческая хроника Магаданской области. События и факты 1917-1972 гг. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1975. С. 78 .

7Паникаров И. А. История поселков Центральной Колымы - Магадан: АО «МАОБТИ», 1995. С.28 .

Просмотров работы: 218