ГОРОД ГИЖИГИНСК В ОПИСАНИИ МИТРОПОЛИТА НЕСТОРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОРОД ГИЖИГИНСК В ОПИСАНИИ МИТРОПОЛИТА НЕСТОРА

Конь У.С. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из первых поселений казаков на территории кочевых северных народов в нынешней Магаданской области, а в прошлом на далекой окраине Российской империи был город Гижигинск. Гижигинская крепость была основана еще русскими казаками под руководством сержанта Авраама Игнатьева 14 апреля 1752 г.1. Это был крупнейший военный пункт на Северо-Востоке России, в задачи которого входило осуществление политики Российской империи: торговля и установление отношений между аборигенами и русскими, охрана российских территорий на Дальнем Востоке. Указом от 1873 г. был образован Гижигинский уезд, при этом центральное поселение Гижига преобразован в город Гижигинск2.

Документы о Гижигинске хранятся в Государственном архиве Магаданской области (г. Магадан)3, в Северо-Эвенском государственном архиве4. О Гижигинске имеется информация в письменных источниках, оставленных нам учеными5, церковнослужителями6, путешественниками7. Особое место среди них занимает имя Митрополита Нестора (в миру Николая Александровича Анисимова (1885–1962 гг.). С ним связывают «подлинную христианизацию» Камчатки, когда он становится первым епископом вновь образованной Камчатской епархии в 1916 г. Нестор продолжал просветительские традиции епископа Иннокентия: создавал школы, обучая детей на корякском языке, переводя на корякский язык тексты1.

 

Митрополит Нестор (Источник: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3154)

Николай Александрович Анисимов родился 9 ноября 1885 г. в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Вятке в семье военного чиновника Александра Анисимова. 17 апреля 1907 г. 22-летний Николай Анисимов принял монашеский постриг с именем Нестор. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха. Получив благословение от отца Иоанна Кронштадтского, в том же году отец Нестор выехал к месту своего будущего служения на Камчатку2.

 

Свое путешествие на Камчатку и годы служения там Нестор описал в записках, которые впоследствии были изданы впервые только в 1995 г. Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, а затем переизданы в 2003 г.1. Сегодня его записки доступны на православных сайтах2.

 

Миссионер иеромонах Нестор на Камчатке (источник: http://pravkamchatka.ru/news/na-kamchatke-otkrylas-vystavka-doroga-k-xramu-posvyashhennaya-svyatitelyu-innokentiyu-veniaminovu.html.

В воспоминаниях Нестор писал, что в 1907 г. служение свое «начал в Гижиге, севернее Камчатского полуострова, у берегов Охотского моря». Благодаря его записями, сегодня мы можем представить, как выглядел Гижигинск вначале XX в. На его взгляд было небольшое, но очень важное селение на р. Гижиге. Добираться туда пришлось «с большими трудностями» – сначала пароходом, потом катером («миль 20 в открытом море»), а затем по р. Гижиге на лодке, которую тянули собаки – бечевой, а затем на полудикой лошади. Он уточнял, что лошади на Камчатке были полудикими, т.к. летом передвигаться по Камчатке можно было только на лодках или верхом на лошади. Зимой лошадей отпускали в тундру на подножный корм, а весной их приходилось ловить арканами и снова приручать1.

 

Первые впечатления от Гижигинска у Нестора были малоприятны. Ему приходилось делать над собой усилие, чтобы внушить себе, «что это место прекрасно во всех отношениях». Он пишет, что «вокруг селения расстилалась навевающая грусть безлесная равнина, местами с откосами к речке Гижиге. Селение расположено на одном из откосов, против которого верстах в трех поднимается высокая гора, называемая Бабушка, так как облака, часто окутывающие ее вершину, образуют подобие бабушкиного чепчика. На вершине горы в ясную погоду виден большой крест, который водрузил проездом митрополит Иннокентий в бытность свою епископом Аляскинским и Камчатским. Над Гижигой почти постоянно, будто прикованная, висит темная пелена густых, мрачных облаков. Жители поселка – русские камчадалы, подразделяемые на казаков и мещан, а в окрестности живут оседлые и кочующие коряки, тунгусы, чукчи и другие туземцы. Все они унылы и молчаливы, на их лицах – мрачный отпечаток какой-то болезненности и тоски»1.

Особое внимание в своих воспоминаниях он уделял описанию быта и нравов местного населения. Ему казалось, что она не соответствовала общепринятым человеческим нормам. Жилища казались «ужасными». Странным казалось все. Так, «чтобы попасть внутрь юрты, надо было взобраться по закоптелому, вертикально стоящему бревну, попеременно всовывая в прорезанные в столбе дыры часть ступни, и потом спуститься в юрту через дымовое отверстие (из-за полного отсутствия в жилище окон и дверей). Спускаться в такую подземную юрту-яму надо было особенно осторожно, чтобы не угодить в очаг, горящий возле столба на земляном полу. Едкий дым, клубящийся от костра вверх через то же выходное отверстие, окутывал спускающегося в юрту или выбирающегося из нее, разъедая до боли глаза»2.

Большой разницы в устройстве жилищ «туземцев» (эвенков, эвенов, коряков, чукчей) Нестор не увидел. Отмечал, что у тунгусов (эвенков), жилище «имеет круглую конусообразную форму. Длинные тонкие жерди одним концом вкопаны в землю, а наверху соединяются. Весь этот остов покрывается сверху оленьей кожей или мехом и закрепляется палками. Местами кожа и мех продырявлены, и через эти отверстия наносится в юрты снег, а стены при сильном ветре колышутся. Среди юрты горит огонь, освещающий и обогревающий жилище. На этом же костре туземцы готовят себе пищу и кипятят чай. Собаки, снующие возле костра, тычут мордами в котлы с едой, но, ткнувшись в обжигающий котел, отскакивают, или бдительная хозяйка, мешающая похлебку, поднятой с земли палочкой ударяет собаку по морде, а потом той же палочкой снова мешает в котле»1.

У кочующих коряков жилища «почти такой же конструкции, но значительно прочнее и теплее. Внутри юрта разделяется толстым оленьим мехом на маленькие низенькие помещения, словно сундуки или ящики, и там сидят люди, закупоренные меховыми занавесками со всех сторон. В подобном сундуке после долгого путешествия чувствуешь себя весьма уютно, хотя и приходится дышать смрадом и копотью от тлеющего факела – горящего кусочка мха, плавающего в удушливом нерпичьем жире, предназначенного для освещения юрты»2.

 

Церковь в с. Гижига, где служил Нестор (Источник:[по Белашов А.И.]).

При Несторе в Гижигинске уже была церковь, которая являлась своеобразным центром города. В ней находились иконы с изображением святых, в том числе икона Николая Чудотворца, которого эвены почитали особо, как «доброго духа», приносили к церкви меха, рыбу, различные продукты,к ограде церкви пригоняли оленей1. Исполняя свой пастырско-миссионерский долг, Нестор подготавливал многих гижигинских коряков, тунгусов и чукчей, к Таинству Святого Крещения, а затем крестил их2.

 

Из Гижигинска Нестор часто совершал поездки к корякам, чукчам эвенам для богослужений, крещения и даже венчания. Путешествия эти осуществлялись на собаках (от 12 до 20), или на оленях. В своих записках он описал камчатские нарты, где «едущий находится, как в гробу, в лежачем положении, а каюр (возница) сидит в ногах пассажира и управляет собаками, привязанными к длинному ремню. Если собаки завидят какого-либо зверя, то несутся во всю мощь. Каюр в таких случаях не может с ними справиться, и нарты часто опрокидываются, возница и седок скатываются в снег, а собаки уносятся в снежную мглу». Говоря о трудностях и опасностях зимних дорог, он кроме всего прочего отмечает, что «не лучше и летние дороги, когда можно ездить только верхом на лошади по узким тропинкам, преодолевая вброд бесчисленные реки, речушки, завязая в болотах, объезжая озера. Неважны и осенние и весенние дороги, когда по рыхлому снегу трудно бежать собачкам и приходится на лыжах идти впереди саней. Но всего хуже дорога по морскому льду»3.

Нестор часто пересекал Пенжинскую губу (залив в северной части Охотского моря): «лед на этой губе, застывший гигантскими морскими глыбами, представляет беспорядочную кучу огромных торосов, ущелий и опасных страшных трещин. Кроме того, благодаря приливам и отливам, внешний вид бухты постоянно меняется, что затрудняет ориентировку. Мне же приходилось по этой бухте проезжать и днем и ночью. Сани то взбирались наверх, то опускались вниз, попадая в многочисленные трещины». Нестор часто попадал в ситуации, когда непогода мешала передвижению и многие его путешествия могли окончиться трагически: приходилось до 8 суток пережидать бураны, голодать при этом, терять оленей и собак от холода и голода, тонуть в ледяной воде1.

Кроме описания местности, жилищ и способов передвижения, Нестор оставил воспоминания о внешнем виде эвенов, коряков и чукчей. Он отмечал, что и женщины и мужчины – внешне похожи друг на друга: они носили одинаковую меховую одежду, состоящую из штанов и курток. Как у мужчин, так и у женщин были длинные волосы, на лицах мужчин, как и женщин, – никакой растительности. Во всяком случае, при тусклом свете костра мне они казались совершенно одинаковыми». Примечателен случай, когда, совершая обряд венчания, он попросил эвенов встать попарно: жених и невеста. Над головами венчающихся, за неимением венцов, держали бумажные иконки в одной руке, а в другой – горящую свечу. По чьей-то неосторожности на одном из венчающихся загорелась одежда. Произошло смятение. В суете, в стремлении погасить огонь, Нестор не мог понять, кто жених, а кто невеста, и поэтому снова попросил тунгусов самим разобраться по парам2.

Интересные факты, касающиеся медицинского обслуживания на Камчатке, описывает Нестор. Так, он отмечает, что в первые годы его пребывания на Камчатке эпидемия кори охватила почти все уезды Камчатской области. Врачей на Камчатке практически не было, и «только в Гижигинске имелся доктор, но и он бездействовал, испугавшись необычного в его медицинской практике явления – массового заболевания и смертности взрослых от кори. Его растерянность доходила до того, что он при вызовах не смотрел больных, а требовал, чтобы они подходили к закрытому окну, и сквозь оконные стекла выкрикивал «медицинские советы». В большинстве же случаев он безнадежно махал рукой, когда видел, что отчаявшийся в получении медицинской помощи больной уходил»1.

С большой горечью Нестор писал об одной семье, в которую пришло горе в виде страшной болезни: «…в жалкой, холодной юрте, в острожке, ютилась семья туземцев, которая довольствовалась самой скромной участью – жизнью в трудах и заботах, а малые дети и подростки были утешением и отрадой для родителей, но безжалостная болезнь разорила и разрушила это гнездо. Сначала умер отец семьи, а за ним – двое детей-подростков, в полубреду на полу юрты умирала мать, а между трупом отца и умирающей матерью сидел холодный и голодный малыш, бессознательно теребя одежды мертвого отца. Зловещий ветер жалобно стонал за пологом юрты и своим завыванием напоминал погребальный плач, единственное похоронное пение над безвестными телами. Костер уже давно догорел; собирая топливо, умерла старшая дочь; умерла, наконец, и мать, а замерзающее от холода дитя тянуло ее омертвевшую руку, ползало по материнской груди и что-то лепетало сквозь слезы. Ответа не было. Немного прошло времени, когда и этот истощенный, плачущий ребенок замолк навеки. Спаслась только девочка-подросток, которую приняли добросердечные соседи, и которая рассказала мне эту печальную повесть о своей семье. Никто не знает о них, никому не нужна жизнь бедных обитателей суровой пустыни. Если умерший был крещен, то его запишут в число умерших, помолятся; а если он был язычник, то разве только сожгут его труп на костре, и буйный ветер разметет пепел по окрестностям»1.

За несколько лет неустанной работы иеромонаху Нестору удалось сделать немало. Он ездил по территории Гижигинского уезда, рассказывал о православной вере. Перед его даром любви и терпения открылись души многих аборигенов, им же они и были крещены. Конечно, силы одного человека, даже такого деятельного, были ограниченны. В связи с этим у отца Нестора и зародилась мысль о создании Камчатского православного братства со многими отделениями в крупных городах Российской Империи. Для осуществления этого замысла, с благословения местного архиерея, отец Нестор и выехал в Петербург2. Все перипетии хлопот об учреждении Братства описаны в его воспоминаниях. Успех миссии отца Нестора, несмотря на противодействие Святейшего Синода и особое упорство его тогдашнего обер-прокурора С.М. Лукьянова, стал возможен исключительно благодаря личной поддержке Государя Николая Александровича и Императрицы-матери Марии Феодоровны3.

С удвоенной энергией отец Нестор принимается за работу на Камчатке по строительству церквей, школ, интернатов, больниц. Прожив долгие годы среди камчадалов, иеромонах Нестор изучил корякский и тунгусский языки, перевел на корякский Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский – молитву «Отче наш», заповеди Моисея и Заповеди Блаженства, молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей, утвержденную Святейшим Синодом в 1910 г. За эти труды отец Нестор в 1913 году был возведен в сан игумена1.

Во время Первой мировой войны отец Нестор два года провел на фронте. Организовав санитарный отряд «Первая помощь под огнем», он сам выносил раненых с поля боя, перевязывал, напутствовал, направлял пострадавших в госпитали и лазареты, за что был удостоен высшей духовной награды – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней. Отец Нестор писал: «Неоднократно случалось смотреть в глаза смерти под градом пуль, среди рвущихся с оглушительным грохотом фугасов и снарядов, утешать напутственной молитвой умирающих воинов-страстотерпцев, а раненым облегчать страдания оперативной медицинской помощью»2. После фронта отец Нестор возвратился на Камчатку, а в 1916 г. архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии. Сам отец Нестор вспоминал: «16 октября 1916 года архиепископ Владивостокский Евсевий при вручении мне жезла епископа Петропавловского сказал: «Радостно приветствую тебя и поздравляю со знаменательным в твоей жизни событием: возведением в сан епископа» 3. В 1918 г. Нестор последний раз был на Камчатской земле. В это время там происходило революционное восстание1.

Несмотря на все трудности, с которыми приходилось сталкиваться на Камчатке, настоятель Гижигинской Спасской церкви Нестор, считал, что годы, проведенные здесь, были самыми счастливыми в его жизни2. Его описания дополняют наше представление о том, как выглядел Гижигинск вначале XX в., каким было население города и какие события происходили в период его служения там.

Библиография

  1. Белашов А.И. Роль иеромонаха, игумена Нестора (Анисимова) в формировании духовных, материальных и организационных предпосылок для образования Камчатской и Петропавловский епархии // Конференция «100-летие Петропавловской и Камчатской епархии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravkamchatka.ru/news/doklad-a-i-belashova-na-konferencii-100-letie-petropavlovskoj-i-kamchatskoj-eparxii.html (дата обращения: 30.01.2018).

  2. Вдовин И.С. Гижига – город-крепость на Северо-Востоке России // Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России. – Магадан: Магаданское кн. Изд-во, 1995. – С. 80.

  3. ГАМО. Фонд. Д-73.

  4. Караулов А., Коростелев В. Митрополит Нестор – просветитель народов Камчатки (К 50-летию со дня блаженной кончины) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/57160.html (дата обращения: 25.01.2018).

  5. Лессепс Ж.-Б. Лессепсово путешествие по Камчатке и по Южной Сибири, в 3-х ч. – М.: Губернская типография А. Решетникова, 1801–1802.

  6. Митрополит Нестор.Моя Камчатка: записки православного миссионера. – Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор: кн. изд-во, 2003. – 198 с.

  7. Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera.pdf; http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/3859-kniga_mitropolita_nestora_anisimova_moya_kamchatka.html (дата обращения: 25.01.2018).

  8. Северо-Эвенский государственный архив. Архивная коллекция по образованию и развитию Гижигинского сельского совета и села Гижиги «Прошлое и настоящее Гижиги».

  9. Слюнин Н.В. Охотско-Камчатскй край. Естественно-историческое описание (1 том). – СПб., 1900. – 694 с.

  10. Тарунов А.М. Светлый лик «Чудной планеты»: Магаданская область в прошлом и настоящем. Изд. НИИЦ. М, 2013. – С. 188.

  11. Фомин С. В. Предисловие. «Врач души и телес…» Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор: кн. изд-во, 2003.

1Северо-Эвенский государственный архив. Архивная коллекция по образованию и развитию Гижигинского сельского совета и села Гижиги «Прошлое и настоящее Гижиги». Л. 1.

2Тарунов А.М. Светлый лик «Чудной планеты»: Магаданская область в прошлом и настоящем. Изд. НИИЦ. М, 2013. – С. 188.

3ГАМО. Фонд. Д-73.

4Северо-Эвенский государственный архив. Архивная коллекция по образованию и развитию Гижигинского сельского совета и села Гижиги «Прошлое и настоящее Гижиги.

5Слюнин Н.В. Охотско-Камчатскй край. Естественно-историческое описание (1 том). – СПб., 1900. – 694 с.; Вдовин И.С. Гижига – город-крепость на Северо-Востоке России // Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1995. – С. 80 и др.

6Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – Петропавловск-Камчатский: Камч. печ. двор : кн. изд-во, 2003. – 198 с.

7Лессепс Ж.-Б. Лессепсово путешествие по Камчатке и по Южной Сибири, в 3-х ч. – М.: Губернская типография А. Решетникова, 1801–1802.

1Векшина Н.М. Камчатская духовная миссия и мнение ее главного деятеля митрополита Нестора о христианизации Камчатки // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2013. – Т. 14. – Вып. 4. – 67–74с.

2Фомин С.В. Предисловие. «Врач души и телес…» // Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 34.

1Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – Петропавловск-Камчатский: Камч. печ. двор : кн. изд-во, 2003. – 198 с.

2Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera.pdf; http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/3859-kniga_mitropolita_nestora_anisimova_moya_kamchatka.html (дата обращения: 25.01.2018).

1Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. –. – С. 34.

1Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 35.

2Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf.. – С. 36.

1Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 37.

2Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 37.

1Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 39.

2Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 40.

3 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 53.

1 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 54.

2 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 54.

1 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 59.

1 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 59.

2Фомин С.В. Предисловие. «Врач души и телес…» // Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор : кн. изд-во, 2003. – С. 3.

3 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 85.

1Фомин С.В. Предисловие. «Врач души и телес…» // Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор : кн. изд-во, 2003. – С. 4.

2 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 113.

3 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 118.

1 Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/связной/Downloads/moya-kamchatka-zapiski-pravoslavnogo-missionera_7096.pdf. – С. 122.

2Караулов А., Коростелев В. Митрополит Нестор – просветитель народов Камчатки (К 50-летию со дня блаженной кончины) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/57160.html (дата обращения: 25.01.2018)13

Просмотров работы: 159