Во-первых, необходимо выявить потенциальных поставщиков и провести анализ их возможностей. Эту работу предлагается провести с учетом Федерального закона [1].
Выявление потенциальных поставщиков можно провести на основе проводимых конкурсов поставщиков, при организации выставок и ярмарок, путем переписки и контактов с целью выявлений возможностей или при анализе оказываемых организациями услуг другим фирмам, а также изучением рекламных каталогов.
Анализ информации, полученной на основе бенчмаркинга, позволит рекомендовать в качестве поставщиков сырья для предприятия как крупные предприятия, так и мелкие производства [2].
Имея кандидатуры претендентов в поставщики, надо организовать правильный выбор будущих поставщиков; этому процессу существенную помощь окажет использование статистических методов анализа, так как такой работой надо управлять [3 – 8]. Нами предлагается следующая схема такого отбора (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема выбора поставщиков
Прежде всего, надо выявить потребности предприятия как в ассортименте, так и в количестве необходимого сырья, особенно если это пищевое сырье и продукция имеет сезонный объем сбыта готовой продукции (например, в курортный сезон и в межсезонье). Для этого требуется составить расширенный список возможных поставщиков.
После этого надо сформировать план закупок и проверить информацию о поставщиках с проведением оценки их деятельности. Это даст возможность выбрать именно нужного поставщика.
Так как ассортимент и объемы производства большие, то поставщиков надо значительное количество.
Теперь наступает момент оформления документации на закупки и контрактных обязательств, которые требуют постоянного управления [9].
Только после качественного проведения указанных процедур проводится оплата и доставка закупленной продукции, однако поставленная продукция (сырье) проходит обязательный входной контроль и испытания. И если сырье соответствует требованиям нормативной документации системы менеджмента качества, то на него выдается разрешение на использование для изготовления продукции.
Поставками и поставщиками надо постоянно управлять, так как процессы на предприятии постоянно улучшаются, в том числе может проводиться реинжиниринг [10]. Кроме того, следует систематически контролировать выполнение контрактных обязательств. И при нарушениях требуется вмешательство потребителя сырья для приведения договорных обязательств в норму.
Разработанная модель управления процессом выбора поставщиков пригодна для любого производства продукции.
Список литературы
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция).
2. Бойко Е.А., Шурай П.Е., Шурай С.П. Использование бенчмаркинга фирмами на примере финансового учреждения – банка. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.1, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. – С. 121 – 124.
3. Левин С.С., Шурай П.Е., Шурай С.П. Статистические методы управления процессами. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. – С. 14 – 18.
4. Прокопенко В.Д., Шурай П.Е., Шурай С.П. Использование карт Шухарта для анализа качества продукции. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. – С. 182 – 186.
5. Ефремова В.Д., Шурай П.Е., Шурай С.П. Процесс выбора потенциальных поставщиков. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. – С. 21-23.
6. Меренов А.В., Шурай П.Е., Шурай С.П. Управление процессом поставки сырья для изготовления тротуарной плитки. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. - С. 65-68.
7. Шурай П.Е., Шурай С.П., Федичкин Н.С. Управление поставками сырья для соблюдения качества продукции и его экологической безопасности. - Научные труды КубГТУ. 2017. - №7. – С. 523 – 530.
8. Шурай П.Е., Шурай С.П. Механизм оценки уровня взаимоотношений поставщиков с потребителями. В сборнике: Современная наука: проблемы и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 89-94.
9. Припаньковская Я.М., Шурай П.Е., Шурай С.П. Управление документацией как условие успешности бизнеса. В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. сборник научных трудов 3-й международной молодежной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. – С. 178-182.
10. Мартаков Д.А., Шурай П.Е., Шурай С.П. Внедрение реинжиниринга на предприятии. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. – С. 37 – 40.