Понятие «качество» становится более широким, и уже невозможно считать качественной ту продукцию или услугу, создание которой наносит вред как персоналу, так и окружающей среде. Общество желает видеть использование так называемых «зеленых» технологий, персонал - безопасных условий работы на предприятии. Все эти требования расширяют понятие «качество», и одной системы менеджмента качества становится уже недостаточно. Появляется устойчивый спрос на разработку и применение ИСМ.
Преимущества ИСМ значительны, и в качестве мотивов создания ИСМ обычно указываются: обеспечение большей согласованности действий внутри организации; снижение функциональной обособленности и разобщенности; более результативное реагирование на риски; упорядочение регламентации; повышение возможности для сертификации на соответствие международным стандартам; создание лучших условий для достижения баланса интересов, вовлечения персонала и наделения его полномочиями, что в итоге приводит к достижению большей результативности и получению значимых синергетических эффектов [1; 2; 3].
Количество сертификатов, выданных в мире организациям на соответствие требованиям ISO 9001 (Системы менеджмента качества) и ISO 14001(Системы экологического менеджмента), в 2016 г. возросло н а 7 % и 8 % соответственно и составило 1 106 356 и 346 189, в том числе выдано 80596 сертификатов по ISO 9001:2015 и 23167 сертификатов по ISO 14001:2015 [4]. По данным Международной организации по стандартизации в 2016 году общее число выданных сертификатов на системы менеджмента составило 1 644 357, что на 8 % превысило количество сертификатов, полученных организациями в 2015 году.
Нами было предложено внедрить интегрированную систему в ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в г. Крымске на основе трех международных стандартов: ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, поскольку это наиболее популярные стандарты на системы менеджмента и они содержат требования, которые в достаточной степени обеспечат управляемость и успешность деятельности этой организации.
Существуют три способа интеграции систем менеджмента организаций:
1) интеграция стандартов путем добавления к действующей системе менеджмента требований еще одного стандарта на систему менеджмента (модель параллельно функционирующих, независимых друг от друга систем менеджмента);
2) интеграция путем включения в требования действующей системы менеджмента требований еще одного стандарта и слияние двух и более систем менеджмента на базе ранее внедренной (аддитивная модель);
3) интеграция за счет одновременного внедрения требований сразу двух и более стандартов на системы менеджмента (модель одновременного интегрирования) [5].
Как показывает практика, в большинстве случаев в компаниях создаются аддитивные модели с последовательным совершенствованием действующей системы менеджмента и укрупнением за счёт присоединения других систем. Этот способ наиболее перспективен и реализуем. В ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в г. Крымске нами предложено создание именно аддитивной модели ИСМ, поскольку в организации внедрена и успешно функционирует система менеджмента качества по требованиям ISO 9001.
При разработке ИСМ нами были интегрированы требования стандартов по следующим общим элементам: «лидерство», «планирование», «требования к документированной информации», процессы ИСМ, заинтересованные стороны и контекст (среда) организации, «оценка результатов деятельности», «анализ со стороны руководства», «внутренние аудиты», «несоответствия и корректирующие действия», а локальными оставлены специфические требования каждого стандарта, такие как требования по определению экологических аспектов, идентификации и анализу рисков и возможностей на опасных производственных объектах, готовность к чрезвычайным ситуациям. При этом методику оценки рисков объединили в одну документированную процедуру с разными критериями для разных областей применения ИСМ.
Внедрение ИСМ позволит организации структурировать руководство по оптимизации процесса поставки природного газа и системному управлению данным процессом, а также привнести синергетический эффект в системы экологического менеджмента и менеджмента безопасности и здоровья, обеспечивая снижение загрязнения окружающей среды и улучшение условий труда персонала, повысить удовлетворенность потребителей качеством услуг предприятия.
Таким образом, аддитивная ИСМ организации рассмотрена нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для установления политики, направленной на удовлетворение потребностей и ожиданий всех групп заинтересованных сторон. Внедрение на предприятии разработанной нами ИСМ послужит инструментом поддержки принятия решений и оптимального управления производственными, финансовыми, проектными, социальными, экологическими и информационными рисками.
Список литературы
1 Дрофа В. В., Дюжева М. Б. Переход предприятия на интегрированную систему менеджмента // СТЭЖ. 2009. № 9. С. 69‐71.
2 Интеграция концепций всеобщего управления качеством и контроллинга / Н. Д. Гуськова, Т. А. Салимова, С. Г. Фалько, Е. Е. Родина М.: Контроллинг. 2010. № 3 (36). С. 74‐79.
3 Павлова А. Г. Проблема интеграции систем экологического менеджмента и систем менеджмента качества // Интерэкспо Гео‐Сибирь. 2013. Т. 3, № 2. С. 90‐94.
4 ISO Survey 2016 – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ the_iso_survey_of_management_system_standard_certifications_2015.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
5 Трошин В.Н. Интегрированные системы менеджмента — что это такое? //Стандарты и качество. — 2002. — № 11. — С. 10-13.