ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 2017 - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 2017

Сухарева А.О. 1
1краснодарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Национальная безопасность рассматривается, в первую очередь, как социально-политическая проблема, отражающаяся в общественном мнении, в частности — во мнении экспертов, так как именно эта проблема входит в первую пятерку наиболее актуальных тем. Большинство угроз, с которыми сталкивается наша страна, носят отнюдь не кратковременный характер, а долгосрочный, стратегический характер.

В частности, такой проблемой является продовольственная безопасность, представляющая собой состояние, при котором все люди в каждый момент времени должны иметь физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни.

Продовольственная безопасность страны – необходимое материальное условие жизни индивида, любой группы людей и общества в целом, которое обеспечивает функции и возможности экономического, демографического, политического, культурного и интеллектуального развития. Она представляет собой неотъемлемую часть экономического благосостояния страны и основу ее национальной безопасности.

Понятие «продовольственная безопасность» вошло в оборот в 70-х годах прошлого века в программах политического управления государств мира как одна из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности.

Продовольственная безопасность, по нашему мнению, так же как и по представлению ряда других исследований, носит системный характер, так как является объединением целого ряда задач и проблем, и только решение их позволит подойти к пониманию и, главное, к разрешению этой сложной и весьма острой проблематики.

Прежде всего это проблема продовольственной независимости, т.е способности страны самостоятельно, за счет внутренних ресурсов покрывать свои потребности в продовольствии и сводить к минимуму импорт. Эту проблему часто смешивают с вопросом о продовольственной безопасности в целом, однако, несмотря на всю важность продовольственной независимости, она далеко не исчерпывает весь комплекс и систему продовольственной безопасности.

Важной стороной во всей системе продовольственной безопасности является необходимость регулирования как сельскохозяйственного производства, так и рынка продовольствия. Сами по себе рыночные силы могут лишь в ограниченной степени решить эту задачу. Низкая эластичность предложения (производства) и потребления (спроса) обуславливает чрезвычайно высокую эластичность цен, с чем человечество сталкивалось неоднократно.

Регулирование рынка означает создание сложной системы поддерживаемых цен, запасов, государственной интервенции. Прямое фиксирование цен обычно ни к чему хорошему не приводит, поскольку всегда находятся обходные пути.

Весь зарубежный опыт говорит о необходимости создания более сложной и многообразной, и гибкой системы государственного регулирования рынка, цен, товарной интервенции. Это один из важнейших элементов всей системы продовольственной безопасности.

В современной политике обеспечению продовольственной безопасности, как проблеме глобального масштаба, так и регионального уровня, имеющей приоритетную значимость, должна быть определена ключевая роль.

Обеспечение населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу для любого государства, ее решение имеет огромное значение для современной России.

Структура мировой торговли совершенно однозначна — основные потоки экспорта идут из США и ЕС. Однако все большую роль приобретают Бразилия и Аргентина, в основном по масличным культурам и зерну. Так что экспортные зоны в мире претерпевают некоторые изменения – к странам с ведущей ролью (США, ЕС, Канада, Австралия) присоединяются Бразилия и Аргентина, а последние годы и Россия с ее экспортом пшеницы.

Мировые цены на продовольствие показывают высокую эластичность и большие колебания, причем в первую очередь не из-за структуры, а из-за конъюнктуры сдвигов в производстве и спросе. Нужно так же отметить определенную корреляцию между ценами на продовольствие и на энергоносители. Конечно, они не всегда совпадают, но все же зависимость имеется, так как цены на энергию зависят от себестоимости сельскохозяйственной продукции, и так от импортных возможностей нефтедобывающих стран, среди которых и Россия, но теперь она ,к сожалению, не на первом месте.

Повышение цен на продовольствие в сочетании с ростом мировой торговли и спросом приводит к весьма существенным увеличениям затрат на импорт продовольствия, причем это касается практически всех стран, в том числе и России. Затраты на импорт продовольствия для многих стран являются тяжелым бременем, заставляя их ограничивать другие сферы, влезать в долги и форсировать экспорт не возобновляемых сырьевых ресурсов.

С учетом ограниченности земельных ресурсов, как в мире в целом, так и в отдельных государствах, экстенсивный путь развития сельского хозяйства ограничен. Только в отдельных странах, как Россия, Казахстан, можно восстановить выпавшие из оборота земли, в других же случаях сельскохозяйственное использование невозможно. Есть только один путь увеличения производства — это интенсификация на основе научно- технического прогресса.

Анализируя проблему научно–технического прогресса в сельском хозяйстве, следует отметить, что он носит не линейный, а циклический характер. Прогресс начинается с крупных научных открытий, сначала фундаментального, а потом и прикладного характера, затем идет быстрое внедрение его результатов в производство, однако затем значение этих открытий начинает затухать, так как исчерпывается их полезный эффект по сравнению со старыми технологиями и способами производства.

Пример: внедрение механизированных и химизированных технологий в развитых странах с использованием гибридов новых сортов — по существу это была научно-техническая революция в мировом масштабе. Она началась в период Второй мировой войны в США, далее в Западной Европе, но сейчас уже чувствуется, что ее движущие силы, основанные на предыдущем большом научном заделе в широком распространении в производстве, стали исчерпываться. Нужны новые факторы и силы, которые смогли бы вдохнуть движущую силу в процесс. В целом западная научно-техническая революция в сельском хозяйстве заняла порядка 70-80 лет.

Другой вариант научно-технической революции – это «зеленая революция», ориентирована на страны «третьего мира». Начиная с распространения карликовых сортов пшеницы Борлага в Мексике и затем охватывая такие важные секторы, как орошение и химизация, в сочетании с трудоинтенсивными технологиями, она позволила в значительной мере увеличить производство в Юго-Восточной Азии, Китае, частично в Латинской Америке. Но сейчас ее движущие силы также начинают ослабевать, исчерпав имеющиеся генетический материал, возможности внесения удобрений и частично орошение и столкнувшись, как уже говорилось, с серьезной проблемой эрозии почв. Этот цикл «зеленой революции» занял порядка 50-60 лет.

В 3-м тысячелетии начался новый цикл научно-технической революции, основанный на нанотехнологии в генетике и химии, экологизации сельского хозяйства, в странах «третьего мира» — на продолжении оросительных работ, с учетом как ограниченности земли, так и изменения климата.

Все это требует весьма широких и ясных пониманий задач, причем в их историческом и мировом масштабе, а также усиления значения науки. Наука – очень сложный инструмент в экономическом процессе. Разрушение школ, традиций и идеалов далеко не всегда может быть компенсировано, чему свидетельствует примерами мировая история.

С 22 августа 2012 года Россия официально стала 156-й страной участником Всемирной торговой организации. Восемнадцать лет потребовалось России, чтобы практически вступить во всемирную торговую организацию.

Основы подхода к продовольственной безопасности РФ заложены Указом Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ».

Доктрина была разработана «в целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности РФ, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности». Она предусматривает не только разработку и утверждение мероприятий по реализации ее положений, но и; подготовку ежегодных докладов Президенту РФ, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны руководствоваться положениями доктрины продовольственной безопасности в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения и продовольственной безопасности РФ.

Ситуация, связанная с санкционированным давлением и фактическим отказом со стороны отдельных государств осуществлять добросовестную конкуренцию, остро ставит вопрос о продовольственной безопасности России. Речь идёт о достижении продовольственной независимости или, по меньшей мере, снижении зависимости от продовольственных товаров зарубежного производства до минимума. В этом материале речь пойдёт об отчёте министерства сельского хозяйства в плане проведения уборочной кампании 2017 и динамике продовольственной обеспеченности российского рынка отечественными продуктами питания.

Вопрос обращает на себя особое внимание по целому ряду причин, и все они так или иначе связаны с самой возможностью России обеспечивать население без оглядки на то, что по этому поводу думают «партнёры». Старшее и среднее поколение граждан прекрасно помнят, как в одночасье товары исчезали с полок магазинов, после чего через некоторое время эти самые полки стали буквально заполоняться продукцией европейского и североамериканского производства, манившей красочными этикетками и нередко преподносившими сюрпризы внутренним содержанием... Это притом, что, по многочисленными свидетельствам людей, причастным к позднее советской продовольственной отрасли, склады в целом ряде регионов были затоварены отечественной продукцией, которая удерживалась от выхода на реализацию - дефицит на закате СССР создавался во многом искусственно. Упомянутый выше отчёт Минсельхоза гласит, что уборочная кампания 2017 года если и не приведёт к очередному рекорду, то может по своим итогам приблизиться к впечатляющим значениям прошлых лет – за 100 млн. тонн зерна.

Общая посевная площадь для зерновых и зернобобовых в России в 2017 году составила около 47,8 млн. га. Чтобы «нагляднее» - это больше, чем территория, например, Швеции или Узбекистана. В то же время это 41% от площади посевных площадей СССР образца 1986 года. Хотя с СССР в данном случае сравнивать некорректно по той простой причиной, что территория СССР, что очевидно, не ограничивалось территорией РСФСР. При этом российские аграрии, как следует из отчётов, ежегодно наращивают посевные площади, что лишний раз подтверждает факт того, что с/х отрасль действительно сегодня находится на подъёме. И пусть фраза уже успела набить оскомину, но вполне можно повторить и ещё раз: «спасибо санкциям!»На 10 августа в целом по России обмолочено зерна и зернобобовых с площади около 14,4 млн. га (30,1% от общей площади посева). При этом намолочено 59 млн. тонн зерновых. Для сравнения: это на 13% меньше, чем на ту же дату в прошлом году. Однако аграрии констатируют существенное повышение урожайности. Если в 2016 году средняя урожайность к этому времени составляла 34,5 ц/га, то в нынешнем году – уже 40,9 ц/га. Рост – 18,6%. Рекордная урожайность, казалось бы, как и в предыдущие годы (в силу хотя бы климатических факторов) должна демонстрироваться аграрными хозяйствами в Центральном (45,9 ц/га) и Южном федеральных округах (42,3 ц/га). Однако в текущем году по-настоящему рекордные уровни показывает Северо-Западный округ. Если СЗФО в 2016 году урожайность зерновых и зернобобовых составила менее 30 ц/га, то в 2017-м показатель впечатляющий – почти 48 центнеров с гектара. Справедливости ради, в СЗФО зерновые и убраны только с 4% посевных площадей. И потому статистика только по этим процентам уборочной кампании.Рост урожайности в среднем по стране демонстрируется не только в плане зерновых. Минсельхоз предлагает отчётные данные и по другим культурам. Так, сельхозорганизации и крестьянско-фермерские хозяйства в сравнении с прошлым годом повысили урожайность по овощам со 140, 5 центнеров с гектара до 144, 9 ц/га. Выросла урожайность картофеля и сахарной свёклы – с 245,5 до 249 и с 463,8 до 464,3 ц/га соответственно. Прирост урожайности даёт рапс с одновременным ростом в 2017 посевных площадей (с 15-ти до почти 22 ц/га).

Отмечается стабилизация сельскохозяйственного рынка. При этом публикуются официальные данные по ценам на базовые продукты сельскохозяйственной отрасли. Так, оптовые цены в Европейской части РФ на пшеничную муку с начала года снизились на 6,3% и составляют 15305 руб. за тонну. Ржаная мука с начала года подешевела на 3,5% - до 11785 руб./т. Резкое падение цены зафиксировано в сегменте реализации гречневой крупы – после настоящей ценовой истерии 2015-2016 года цена на гречку пошла вниз. В сравнении с 2016 – сразу на 20%.

Такой продукт как сахар в полной мере отразил инфляционную тенденцию в стране. Недельный прирост цен на сахар в среднем по России составил 0,1%.

Минсельхоз утверждает, что в течение месяца в РФ зафиксировано снижение цен на молоко со стороны сельхозпроизводителей. Падение цены составило в среднем 3,4%.

Здесь нужно отметить, что снижение цены производителем молока в итоге вовсе не везде вылилось в снижение цены литра молока в магазинах. Ритейл утверждает, что рост цен на молоко и молочные продукты связан с ростом цен на топливо и использование транспортной инфраструктуры. Хотя здесь могла бы явно найти работа для Федеральной антимонопольной службы по той простой причине, что торговцы в любой случае пытаются найти повод для получения дополнительной прибыли, даже если производитель уходит в зону убытков.

Минсельхоз констатирует, что рост обеспеченности отечественной сельскохозяйственной продукцией продолжается вместе с ростом всей сельскохозяйственной отрасли. Безусловно, есть проблемы, но это уже совсем не те проблемы, с которыми сельское хозяйство сталкивалось даже ещё 5-7 лет назад.

Ведомство отчитывается о снижении импорта сельхозпродукции по ряду наименования. Так, по молоку падение импорта на июль 2017 года составило 44,89%. Правда, и экспорт существенно просел - на 35,84%.

На 35,18% снизился импорт сахара. Завоз сахара в небольших объёмах был осуществлён из Азербайджана и КНР. При этом экспорт сахара за рубеж из России в сравнении с прошлым годом составил (внимание!) 4721,31%.

Наибольшие объёмы российского сахара закупил опять-таки Азербайджан. На второй позиции – Казахстан. В шестёрке «лидеров» по закупкам сахара у РФ и Украина. Кстати, Украина находится в числе лидеров и по закупкам у России другой с/х продукции. Например, по молоку. Закуплено с начала года почти 15 тыс. тонн. В тройке лидеров по закупкам зерновых у РФ – Египет, Турция и Йемен. На троих почти 6 млн. тонн. При этом нужно отметить, что Россия по ряду зерновых нарастила импорт. К примеру, у Вьетнама и Грузии. Как видно, решается задача не только обеспечения продовольственной безопасности самой России, но и выход на зарубежные рынки для российской сельскохозяйственной продукции. При учёте недобросовестной конкуренции со стороны ряда "партнёров" это проблематично, однако любая проблема, как показывает сама отрасль, может быть разрешена, если для этого прикладывать силы и не пенять то на погоду, то на завистливого соседа.

Просмотров работы: 89