ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Русакова М.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы кардинально изменилось отношение к сфере образования, представляющей собой специфическую деятель­ность человека, направленную на созидание духовных и материальных ценностей. Сфера образования занимает ключевые позиции в современном поступательном развитии общества, его модернизации. Это не случайно, так как уровень образования общества тесным образом связан с уровнем политического, социально-экономического развития общества. Образование выступает механизмом «эффективного создания, распространения и применения знаний и компетенций»1, «передача которых следующему поколению - неограниченная система, обеспечивающая развитие общества».2

В России признается исключительная роль педагогических работника в сохранении и распространении культурных и духовных ценностей, формировании личности. Педагогическому корпусу придается значимость в современном обществе, как одному из важнейших ресурсов социально-экономического развития государства.

С учетом специфики и значимости педагогической деятельности, законодатель, основываясь на принципе единства и дифференциации правового регулирования труда, наряду с общими нормами трудового законодательства, регламентирует деятельность данной категории специальными нормами, подчеркивая тем самым их особый правовой статус.

«Под правовым статусом педагогического работника, согласно ст.47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ3, понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Как для квалифицированных педагогов, так и для студентов - будущих специалистов сферы образования, чрезвычайно важно знать свои обязанности и ответственность, права, свободы, гарантии. Наиболее концентрировано, данные вопросы отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Отдельные положения содержаться и в иных федеральных законах, например, Трудовом Кодексе РФ4, а также в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах.

Круг лиц, подпадающих под категорию педагогических работников достаточно широк. Это и учитель, и воспитатель, и педагог дополнительного образования, и преподаватель, и педагог-организатор, и учитель-логопед, педагог-психолог и т.д. Это вытекает из положений законодательства об образовании, где педагог признается «физическим лицом, состоящим в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» (ст.2 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

К претендентам на осуществление педагогической деятельностью, законодатель предъявляет определенные требования - наличие среднего профессионального или высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Одновременно устанавливаются и ограничения, препятствующие осуществлению педагогической деятельности. К таким ограничениям следует отнести требования законодателя, связанные с отсутствием судимости за совершение отдельные категории преступлений, наличие дееспособности, отсутствие заболеваний, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения и т.д.

Для достижения стоящих перед сферой образования задач, государство создает соответствующие условия педагогическим работникам посредством предоставления им прав и свобод, мер социальной поддержки, направленных на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Так, например, среди академических прав и свобод (мера возможного поведения педагога в соответствии с содержанием профессиональных задач), законодатель называет такие, как: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность. Данная группа свобод гарантируется конституцией. Так, например, статья 44 Конституции гласит: «каждому гарантируется свобода … научного, технического и других видов творчества, преподавания»5. Государством гарантируется также и свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Реализуя вышеперечисленные права и свободы, а также проявляя творческую инициативу, разрабатывая и используя в образовательном процессе собственные авторские программы и методы обучения и воспитания, педагог не должен выходить за рамки требований федеральных государственных образовательных стандартов, иных законодательных актов, регламентирующих вопросы образовательного и воспитательного процессов, норм профессиональной этики. Реализуя предоставленные свободы и права, педагог не может нарушать прав и свобод других участников правоотношений в сфере образования, не может выходить за рамки национальной идеологи и интересов государства и общества. Так, например, однократное применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, ведет к прекращению трудовых отношений.

Педагог наделен также такими правами как участие в управлении образовательной организацией, участие в разработке образовательных программ, учебных планов, учебных курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных структурных элементов образовательных программ.

Согласно законодательным положениям, педагог вправе заниматься научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельностью, принимать участие в экспериментальной и международной деятельности, разрабатывать и внедрять инновации в образовательную деятельность.

В целях обеспечения эффективности научно - педагогической деятельности, за преподавателями законодательно закреплено право бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, информационно-телекоммуникационными сетями и базами данных, учебными и методическими источниками, иными ресурсами.

Среди иных прав, связанных с профессиональной деятельностью следует указать право на объединение в профессиональные организации, право на решение трудовых споров через комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, защиту профессиональной чести и достоинства, в том числе посредством обращения в судебные инстанции и т.д.

Трудовая деятельность педагогов отличается, как было указано выше, определенной спецификой, что обусловило выделение специальных норм в трудовом законодательстве, специально посвященных данному виду деятельности (глава 52 ТК РФ).

Например, для рассматриваемой категории работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, разрешается работа по совместительству, в т. ч. и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного Трудовым Кодексом РФ. Педагогам предоставлено право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года за счет средств работодателя, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

Законодательством предусмотрены и другие трудовые права, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагогический работник, обладая определенными правами, несет и корреспондирующие им обязанности. Осуществление педагогической деятельности должно соответствовать высокому профессиональному уровню. Методы, способы и содержание обучения и воспитания должны быть соотнесены с реализацией образовательной программы, нацелены на формирование и развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, профессиональных компетенций и т.д.

В процессе осуществления профессиональной деятельности следует учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник обязан проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педагогическому работнику запрещается: предоставлять платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает, если это приводит к конфликту интересов; использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ, педработники несут юридическую ответственность.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993

  2. Трудовой кодекс РФ: федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256

  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Российская газета от 31 декабря 2012 г. N 303

  4. Капица С.П. Экономика знаний: контекст российских проблем // Россия в глобальном контексте: цикл публичных дискуссий Вып. 15. URL: www.nikitskyclub.ru (дата обращения 29.12. 2017)

  5. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний// Вестник Адыгейского государственного университета, 2012. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 05.01. 2018)

1 Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний// Вестник Адыгейского государственного университета, 2012. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 05.01. 2018)

2 Капица С.П. Экономика знаний: контекст российских проблем // Россия в глобальном контексте: цикл публичных дискуссий Вып. 15. URL: www.nikitskyclub.ru (дата обращения 29.12. 2017)

3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Российская газета от 31 декабря 2012 г. N 303

4 Трудовой кодекс РФ: федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993

Просмотров работы: 173