В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения. Уполномоченным, на такое распределение, и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства. Пожалуй, понятие социальной справедливости является единственным признаком социального государства, с которым согласны практически все исследователи.
К.В. Старостенко, проводя анализ многочисленных определений социального государства отечественными и зарубежными исследователями, выводит следующие общепринятые признаки: демократическая организация государственной власти; высокая нравственность населения и должностных лиц; высокий экономический потенциал, позволяющий не разорять собственников социальными программами; социальный характер экономики, то есть наличие многих форм собственности со значительной долей госсобственности в значимых отраслях; развитое правовое государство; развитое гражданское общество, влияющее на социальную политику; ведение социальной политики через социальные программы высокого приоритета; наличие поставленных целей общего блага и социальной справедливости на государственном уровне; наличие развитого социального законодательства.1
В свою очередь Н.Н. Гриценко определяет общепринятые функции социального государства: обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения; гарантия социального страхования для всех членов общества; обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития; социальная защита нуждающихся; сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ; предоставление социальных услуг.2
В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: уровень бедности; относительный эффект социальных программ на уровень бедности; доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; детская смертность; уровень безработицы. Также могут применяться и иные социальные стандарты и показатели.
Правовые нормы, объявляющие то или иное государство согласно Конституции государством социальным, широко распространены. В их основе лежит широкий пласт международного законодательства, который раскрывает это общее и широкое понятие «социальное государство». Не всегда существует прямая привязка конкретных норм права к исследуемому понятию, количество этих норм велико. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из критериев определения социального государства является определение «государство правовое». В правовом государстве в основу формирования системы права положены международные акты, фиксирующие права человека.
Основной нормой международного права в данном аспекте является, на наш взгляд, п. 1 ст. 25 1. Международного пакта о гражданских и политических правах.3 «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Как видно содержание данного пункта в целом описывает основные функции социального государства.
Всеобщая декларация прав человека конкретизирует социально-экономические права и свободы, которые государства-подписанты обязаны гарантировать и защищать: п. 1. ст. 23 «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы»; п. 2. ст. 23 «Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд»; п. 3. ст. 23 «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения» и т.д.4
Среди международных правовых актов, регулирующих правовую основу социального государства, необходимо упомянуть локальную, действующую только на страны ЕС, Социальную Хартию 1961-1996 годов.5 Хартия предлагает защиту прав в трех основных областях: защита прав человека на рабочем месте и трудовых прав; специальная защита социально уязвимых групп за пределами работы; всеобщая социальная защита населения.
Таким образом, проведя анализ правовых и теоретических источников можно выделить общепринятые черты и признаки социального государства, которые совпадают не только в трудах исследователей, но и в международных правовых документах. Прежде всего, это направленность государства на социальную справедливость, наличие гражданского общества, развитая правовая система и соблюдение социально-экономических прав граждан.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает статус государства как государства социального: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Тут же дается и краткое содержание понятия с точки зрения законодателя: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.6
Помещенные в 1 главу данные положения определяют базовые понятия. Дальнейшее содержание Конституции, а конкретно, 2 главы, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Положения 2 главы непосредственно не привязаны к понятию «социального государства», но раскрывают, на основании каких ценностей и принципов будет достигаться выполнение норм 7 статьи Конституции. Среди таки статей необходимо упомянуть право на жизнь (ст. 20), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37), на отдых (ч. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44). Также следует упомянуть и 48 статью Конституции, гарантирующую получение квалифицированной юридической помощи. Без правовой компоненты социальное государство не может быть построено.
Конституция провозглашает, что все перечисленные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17) и обязывает государство всецело защищать и признавать их (ст. 2). В целом, указанные права человека и принципы построения социального государства, базирующиеся на них, соответствуют общепринятым международным документам, вроде «Декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году.
Относительно понятия гражданского общества, оно рассматривается в специальной литературе как ㅤ сложная ㅤ и ㅤ многоуровневая ㅤ система ㅤ невластных ㅤ связей ㅤ и ㅤ структур, включающая в себя механизм ㅤ межличностных ㅤ отношений, ㅤразвивающихся ㅤ вне ㅤ рамок ㅤ и ㅤ за пределами ㅤ вмешательства ㅤ государства, ㅤ а ㅤ также ㅤ разветвленную ㅤ систему ㅤ независимых ㅤ от ㅤ государства ㅤ общественных ㅤ институтов, ㅤ реализующих индивидуальные ㅤ и ㅤ коллективные ㅤ потребности субъектов общественных отношений. ㅤ Структуру гражданского ㅤ общества, как правило, представляют как совокупность следующих элементов ㅤкак:
общественные ㅤ объединения ㅤ и ㅤ организации;
негосударственные ㅤ социально-экономические ㅤ отношения ㅤ и ㅤ институты ㅤ (собственность, ㅤ трудовые ㅤ отношения, ㅤ предпринимательство);
совокупность ㅤ независимых ㅤ от ㅤ государства ㅤ производителе);
политические ㅤ партии ㅤ и ㅤ движения;
сфера ㅤ воспитания ㅤ и ㅤ негосударственного ㅤ образования;
система ㅤ негосударственных ㅤ средств ㅤ массовой ㅤ информации;
семья;
церковь ㅤ и ㅤ др.
В ㅤ структурном ㅤ отношении ㅤ гражданское ㅤ общество ㅤ можно ㅤ представить ㅤ в ㅤ виде ㅤ динамично развивающихся ㅤ трех ㅤ основных ㅤ направлений: ㅤ
1.экономические ㅤ отношения (отношения ㅤ собственности); ㅤ
2.политические отношения (участия ㅤ в ㅤ различного ㅤ рода ㅤ партиях, ㅤ движениях, ㅤ гражданских ㅤ инициативах, ㅤ ассоциациях); ㅤ
3. культурно-духовные отношения, представленные ㅤ процессом функционирования ㅤ и ㅤ развития ㅤ гражданского ㅤ общества ㅤ в ㅤ общественном ㅤ и ㅤ индивидуальном ㅤ сознании, ㅤ выражающихся ㅤ в ㅤ виде ㅤ научных ㅤ теорий, ㅤ концепций ㅤ на ㅤ уровне ㅤ общественной ㅤ психологии ㅤ в ㅤ форме ㅤ обыденного ㅤ сознания, ㅤ житейского ㅤ опыта, ㅤ традиций, ㅤ обычаев ㅤ и ㅤ т.п. ㅤ
Эффективное развитие перечисленных направлений одновременно выступают и условиями успешного функционирования самого гражданского общества.
Таким образом, гражданское ㅤ общество ㅤ представляется как ㅤ совокупность негосударственных ㅤ и ㅤнеполитических ㅤ отношений ㅤ (экономических, ㅤ социальных, ㅤ культурных, ㅤ корпоративных, ㅤ семейных, ㅤ религиозных), ㅤ составляющих специфичную ㅤ область реализации прав и свобод, ㅤ интересов субъектов общественных отношений.
Социальное ㅤ государство, ㅤобозначая и реализуя ㅤ свои ㅤ цели ㅤ и ㅤ задачи, согласует их с правом ㅤ, совершенствуя механизм правового регулирования, расширяя права и свободы личности ㅤ, что согласуется с демократическим правовым государством. Именно правовое, демократическое государство призвано ㅤ обеспечивать ㅤ необходимые для индивида и общества блага -ㅤ социальную ㅤ безопасность, ㅤ материальные ㅤ условия ㅤ свободы ㅤ и ㅤ достойного ㅤ существования ㅤ каждого ㅤ человека. ㅤ
Правовым ㅤ является ㅤ такое ㅤ государство, ㅤ в ㅤ котором ㅤ установлен ㅤ и ㅤ поддерживается ㅤ демократический ㅤ правопорядок ㅤ и ㅤ соответствующий ㅤ ему ㅤ социально-правовой ㅤ климат ㅤ в ㅤ обществе, ㅤ а ㅤ отношения ㅤ личности ㅤ (населения) ㅤ и ㅤ власти ㅤ основаны ㅤ на ㅤ праве ㅤ и ㅤ обусловленных ㅤ им ㅤ принципах ㅤ взаимной ㅤ ответственности ㅤ друг ㅤ перед ㅤ другом ㅤ и ㅤ неукоснительного ㅤ осуществления ㅤ предусмотренных ㅤ законом ㅤ обязательств ㅤ (правового ㅤ долга).
Реальное, развитое социальное государство ㅤ – ㅤ это ㅤ наивысшая ступень ㅤ государственности, государство, ㅤ служащее ㅤ интересам ㅤ общества в целом и каждому индивиду в отдельности, ибо объектом ㅤ социальных ㅤ устремлений ㅤ государства ㅤ является ㅤ человек, ㅤ его потребности ㅤ и ㅤ интересы. «Россию действительно можно будет назвать социальным государством лишь в будущем, после того, как она станет правовым государством».7
Понятие сущности и назначения социального государства актуально в современный период, учитывая, что сегодня в российском государстве, декларируемым в Основном законе как правовое и социальное, только создаются необходимые условия для формирования истинно гражданского общества и социального государства.
Список ㅤ литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993
Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)//СПС Консультантплюс
Международный пакт о гражданских и политических правах. принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/ conventions/pactpol.shtml ( дата обращения 12.12.2017)
Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Российская газета, 10.12.1998
Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Осно-вы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулуса. М.: Издательский дом АТИСО, 2009. 440 с.
Старстенко К.В., Кузьменков В.А., Пушков А.А.. Основы социального государства. Орел. 2012. 270 с.
Эрбутаева З.К. Современная Россия на пути к социальному государству// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 57-59
1 Старстенко К.В., Кузьменков В.А., Пушков А.А.. Основы социального государства. Орел. 2012. С.30
2 Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Основы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулуса. М.: Издательский дом АТИСО. 2009. С.79
3 Международный пакт о гражданских и политических правах. принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/ conventions/pactpol.shtml ( дата обращения 12.12.2017)
4 Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Российская газета, 10.12.1998
5 Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)//СПС Консультантплюс
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993; Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, №9, ст. 851.
7 Эрбутаева З.К. Современная Россия на пути к социальному государству// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 59