Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Охрана природы – проблема, ставшая социальной. Об опасности, грозящей окружающей среде мы слышим постоянно, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что общество сумеет справиться со всеми возникающими экологическими проблемами.
Однако негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Как указывается в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в «40 субъектах РФ более 54 % городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. га. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности».2
Оценивая реальность имеющихся угроз, в Российской Федерации осуществляется целенаправленная политика в области обеспечения экологической безопасности, направленная, в том числе на ликвидацию последствий причиненного вреда окружающей среде, предотвращение деградации земель и почв, сохранение биологического разнообразия, экосистем суши и моря и т. Разработаны и реализуются правовые, социально-экономические механизмы, направленные на охрану окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Среди приоритетных направлений государственной экологической политики в Указе Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» обозначены: совершенствование институциональной системы обеспечения экологической безопасности; внедрение инновационных и экологически чистых технологий, строительство и модернизация очистных сооружений, развитие экологически безопасных производств; развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления; минимизация рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера; сокращение площади земель, поврежденных в результате хозяйственной и иной деятельности; осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов; расширение мер по сохранению биологического разнообразия и т.д. 3
Особое внимание обращается на развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности, а также совершенствованию законодательства по охране окружающей среды и природопользования.
То, что касается правового механизма охраны окружающей среды, то в этом направлении мероприятия проводятся достаточно динамично. Так, основным законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды». В нем устанавливаются права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду. В нем также особо выделяются права граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.4
Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим «Об охране атмосферного воздуха»5, определяющий общие положения в области охраны воздуха, регулирующий аспекты управления, организации, государственного учета вредного воздействия, регистрации источников загрязнения, контроля охраны, экономического механизма, обеспечения прав граждан и юридических лиц в регулируемой сфере, ответственности за загрязнения, международного сотрудничества.
На охрану окружающей среды нацелены и такие законы как Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах», Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.
Безусловно, большую роль в обеспечении надлежащей окружающей среды и минимизации негативного воздействия на природу играют меры юридической ответственности за нарушение законодательных норм.
Чтобы в корне изменить экологическое положение в сторону улучшения, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика Российского государства по отношению к окружающей среде будет эффективной лишь в том случае, если государством и обществом будут соблюдаться требования законодательства об охране окружающей среды и рациональном бережном ее использовании с учетом накопленного опыта положительного взаимодействия человека и природы, современного состояния среды обитания человека.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017)// Российская газетаот 12 января 2002 г. N 6
Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ (в ред. от 13.07. 2015 г. N 233-ФЗ)// Российская газета от 13 мая 1999 г. N 9
О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 // Собрание законодательства РФ от 24.04.2017г. №17 ст.2546
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)// Гарант. РУ. URL: http://base.garant.ru/70169264/
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993
2 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)// Гарант. РУ. URL: http://base.garant.ru/70169264/
3 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 // Собрание законодательства РФ от 24.);.2017г.№17 ст.2546
4 Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017)// Российская газетаот 12 января 2002 г. N 6
5 Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ)// Российская газета от 13 мая 1999 г. N 9