Таблица 1
Количество интернет-пользователей в % к населению
Год |
Процент интернет пользователей от населения |
2005 |
16 |
2006 |
19 |
2007 |
25 |
2008 |
27 |
2009 |
29 |
2010 |
42 |
2011 |
49 |
2012 |
63 |
2013 |
68 |
2014 |
71 |
2015 |
73 |
Из таблицы 1 видно, что в 2005 году чуть более 15% населения использовали интернет, а это порядка 21,5 млн. человек.
На рисунке 1 представлен график, который является более наглядным отображением таблицы, отображающей количество интернет пользователей в процентах к населению.
Рис.1. Количество интернет-пользователей в % к населению
В 2015 году интернет в повседневной жизни используют более 70% населения России, что на 80 млн. человек больше чем в 2005. Такое стремительное развитие не могло не повлиять и на развитие онлайн-платежей. На рисунке 2 отражено процентное распределение способов онлайн-платежей за 2015 (оранжевый) и 2016 (синий) года.
Рис. 2. График процентного распределения способов онлайн-платежей.
Как видно из рисунка 2 лидерами в онлайн-платежах остаются банковские карты, с показателями 77% в 2015 году и 82 % в 2016 году. Следом за банковскими картами расположились электронные денежные средства, популярность которых с 2015 по 2016 год снизилась на 6 процентов. Мобильные платежи в отличии от интернет банкинга и ЭДС показал рост с 2015 по 2016 год на один процент. Показатели терминальных сетей остались неизменными.
С 2010 года по 2016 год доля онлайн-покупателей, оплачивающих заказ с помощью наличных, сократилась с 70% до 46%. 70% покупателей предпочитают оплату пластиковыми картами. Теряют популярность сервисы электронных платежей – WebMoney, Yandex Деньги, RBK Money. Тем не менее, благодаря интеграции в мобайл, им удалось развернуть негативный тренд последних лет – в 2016 году доля покупателей, пользующихся электронными кошельками, выросла с 12% до 17%. Международные системы электронных платежей (QIWI, PayPal и другие), пользуются популярностью еще у 16% онлайн-покупателей [1].
В условиях кризиса и падения потребительского спроса рынку интернет-торговли удалось показать положительную динамику – около 6%. Лучше всего справился сектор непродовольственной розницы – ему удалось нарастить долю в общем обороте с 3,8% в 2015 году до 4,2% в 2016. По оценкам РБК исследования рынков, в 2016 году оборот всего рынка (без учета продаж купонов на скидки) составит 944,3 млрд руб., что выше показателя 2015 года на 5,8%. На рисунке 3 отображен график объемов интернет торговли, млрд. рублей [2].
Рис. 3. График объемов интернет торговли за 2009-2016 гг. в млрд. руб.
В настоящее время в сети Интернет распространены различные платежные системы, перечислим наиболее популярные из них:
PayPal – эта электронная платежная система. Она одна из самых популярных и надежных среди зарубежных платежных систем. К началу 2006 г. она обслуживала пользователей из 55 стран. Платежная система PayPal основана как частная компания. PayPal предоставляет своим пользователям возможность осуществлять прием и отправление платежей при помощи электронной почты или мобильного телефона с доступом к Интернету.
Webmoney - платежная система, появилась в 1998 году. Система отличается своей распространенностью, надежностью. С помощью нее осуществляется ведение финансовых операций в реальном времени. Пользователем системы может стать любой человек. Средством расчета в системе служат знаки под названием WebMoney, или сокращенно WM. Все WM хранятся в электронных кошельках. Наиболее распространены кошельки трех типов:
WMZ — долларовые кошельки;
WMR — рублевые кошельки;
WME — кошельки для хранения евро;
Яндекс Деньги. В середине 2002 г. компания Paycash заключила соглашение о запуске проекта Яндекс. Деньги с самой крупной поисковой системой Рунета. К основным возможностям системы Яндекс. Деньги относятся:
электронные переводы между счетами пользователей;
обмен, продажа и покупка электронной валюты;
оплата услуг;
перевод денежные средства на кредитную или дебетовую карту;
Аналитики сервиса электронных платежей Platron собрали статистику за 2015–2016 год по онлайн оплате банковскими картами, электронными денежными средствами и другими методами. В ходе исследования были использованы данные по 8,5 млн. транзакций, совершенных на трех тысячах интернет-сайтов, подключенных к сервису электронных платежей Platron. Исследование компании Platron завершилось тем, что самыми популярными картами для покупок онлайн являются Сбербанк, Альфа-Банк и ВТБ24. В 2016 год по этим картам было совершенно более 69% транзакций. В 2015 году 4 и 5 позицию по покупкам в онлайне занимали Райффайзенбанк и Тинькофф Банк. В 2016 году они поменялись местами. Эксперты уверены, что это связано с активной рекламной кампанией, проводимой Банком Тинькофф по всей России [3].
Список использованных источников:
Исследование рынка e-commerce от РБК: почему растет этот сектор? /// – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rb.ru/analytics/e-commerce-ot-rbc/
Исследование РБК: как отрасли экономики приспособились к кризису /// – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.retail-loyalty.org/expert-forum/rbk-issledovaniya-rynkov-faktory-rosta-e-commerce/
Свойства электронных денег /// – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://studfiles.net/preview/4338914/page:6/