СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РД - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационные технологии вносят кардинальные изменения в нашу жизнь. Структура экономики становится другой. Меняется сам человек, его стиль жизни, быт, предпочтения и цели. Соответственно, меняется общество, уклад жизни.

Под влиянием цифровой трансформации кардинально меняются традиционные отрасли народного хозяйства, финансы, транспорт, здравоохранение, образование, торговля, государственное управление и т.д.

Создаются новые модели бизнеса, логистики, производства, коммуникаций между людьми. Формируется новая парадигма развития государства, экономики и всего общества. Всеобщую цифровизацию, которая охватила сегодня весь мир, сравнивают с электрификацией, которая в свое время кардинально изменила жизнь человека.

Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а такой экономический уклад, в котором информационные данные представляют собой самостоятельную экономическую сущность. Другими словами это экономика данных, их создание, передача в огромном объеме, хранение, защита, обработка, анализ и принятие на их основе решений.

По результатам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 5 июля 2017 года), направление «Цифровая экономика» включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года. На этом же заседании была рассмотрена программа развития цифровой экономики, которая позже утверждена Правительством РФ [1].

Целью Программы является создание экосистемы цифровой экономики России, в которой данные в цифровой форме являются ключевыми факторами производства во всех сферах социально-экономической деятельности [1].

Задачи, поставленные в программе развития цифровой экономики в России хотя и очень амбициозны, но вполне реалистичны.

Дагестану необходимо активно включиться в ее реализацию и осуществить прорыв в развитии данного направления, совершить «цифровую революцию», став одним из ведущих регионов страны по внедрению цифровой экономики.

Все предпосылки и ресурсы для этого есть, необходимо только начать активно действовать, двигаться дальше, принимать кардинальные меры, в том числе организационного характера, чтобы обеспечить качественный скачок в развитии республики.

Пока что, несмотря на принимаемые меры, по уровню развития информационно-коммуникационных технологий мы всё ещё отстаем от других субъектов РФ. Рассмотрим данные о наличии компьютерной техники и доступа выхода в интернет в таблице 1 и 2.

Таблица 1.

Удельный вес домохозяйств, имеющих

широкополосный доступ к интернету за 2016 г.

Наименование субъекта

Уд. вес (%)

Отклонение от уровня по СКФО

Отклонение от уровня по РФ

Республика Дагестан

53,2

-7,3

-13,6

Чеченская республика

81,0

20,5

14,2

Ставропольский край

65,9

5,4

-2,9

Источник: таблица составлена автором по данным [2]

Так, по статистическим данным за 2016 год, удельный вес домохозяйств, имевших широкополосный доступ к интернету, в Дагестане составляет 53,2%, при среднем по РФ – 66,8%, в СКФО – 60,5%. Для сравнения, в Чеченской Республике этот показатель составляет 81%, в Ставропольском крае – 63,9%.

Таблица 2.

Удельный вес домохозяйств, имеющих

персональный компьютер за 2016 г.

Наименование субъекта

Уд. вес (%)

Отклонение от уровня по СКФО

Отклонение от уровня по РФ

Республика Дагестан

54,0

-15,5

-18,5

Чеченская республика

77,3

7,8

4,8

Ставропольский край

65,9

3,6

-6,6

Источник: таблица составлена автором по данным [2]

Удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, в Дагестане составляет 54 %, при среднем по РФ – 72,5%, в СКФО – 69,5%. В Чеченской Республике – 77,3%, Ставропольском крае – 65,9%.

Число персональных компьютеров с доступом в Интернет на 100 работников в Дагестане составляет всего 18, при среднем по РФ – 31, по СКФО – 25. У нас самый низкий показатель среди субъектов РФ.

Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения в Дагестане всего 2,3, при среднем по РФ 18,3 и по СКФО – 6,4. Кое-что в республике для улучшения ситуации сделано. Реализован успешный проект на основе государственно-частного партнерства с компанией АО «Электросвязь» по прокладке волоконно-оптической линии связи во все города и районы республики. Широкополосный доступ к интернету получили жители самых высокогорных и труднодоступных районов республики, где до этого даже дозвониться до них было сложно. Только этот проект создал около 2,5 тыс. новых рабочих мест, связанных с ИТ-отраслью, ликвидировал цифровое неравенство в горах, сельской местности, в труднодоступных районах. Этот опыт надо использовать и дальше, обеспечив проведение скоростного интернета до каждого села.

При этом нужно обеспечить развитие конкуренции на этом рынке, оказывать всяческую поддержку местным региональным операторам связи, у которых расценки, как правило, в разы дешевле, а также местным ИТ-компаниям, осуществляющим разработку и внедрение программных продуктов, автоматизацию деятельности организаций сектора государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования, коммерческих предприятий и т.д.

Предоставлять им всевозможные преференции, налоговые льготы, субсидировать процентные ставки по полученным кредитам, заключать инвестиционные соглашения, обеспечить участие в тендерах, проводимых федеральными структурами на территории республики, оказывать другие меры государственной поддержки. Поддерживая местные компании, тесно взаимодействуя с ними, мы быстрее достигнем намеченных целей.

В плане обучения молодежи современным навыкам в сфере ИТ-отрасли много делается бизнес-инкубатором «ПЕРИ Инновации», Дагестанским государственным университетом народного хозяйства, Дагестанским государственным техническим университетом. Но этого в масштабах республики, с учетом ускоряющихся темпов развития цифровой экономики, крайне недостаточно.

Для концентрации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, здравоохранения бизнеса, населения на реализацию задач по формированию основ цифровой экономики необходимо разработать и утвердить государственную программу Республики Дагестан «Цифровая экономика Республики Дагестан». Программа должна тесно коррелироваться с федеральной программой «Цифровая экономика», обеспечивая активное участие в реализации ее основных мероприятиях на территории республики.

Действующая в настоящее время государственная программа Республики Дагестан «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы» из-за постоянного сокращения финансирования фактически не работает в полном объеме, ее мероприятия не достаточны для создания цифровой экономики в республике, она сформирована до принятия российской программы «Цифровая экономика» и, соответственно, в ней не учтены новые задачи.

К разработке новой республиканской программы необходимо подойти серьезно, системно, используя опыт передовых субъектов РФ, ведущих компаний страны, консультируясь с региональными операторами связи, ИТ-компаниями, вузами, ведущими специалистами-экспертами страны и республики. Необходимо обозначить конкретные направления, задачи и цели реализации программы, каких результатов мы хотим достигнуть.

Если говорить обобщено, нужно достичь две цели: обеспечить наличие высокоскоростного и недорого интернета во всех уголках Дагестана и максимальное количество людей, обладающих нужными знаниями и опытом, специалистов высокой квалификации не только в ИТ-отрасли, но и в различных секторах экономики, где идет внедрение новых технологий. Приведу некоторые ориентировочные показатели и ожидаемые результаты, которые необходимо достигнуть в Дагестане при реализации программы [3]:

  • по удельному весу домохозяйств, имеющих персональный компьютер и широкополосный доступ к интернету, Дагестан должен превысить к 2024 году средние показатели по РФ;

  • к 2024 году в каждом населенном пункте республики с населением свыше 250 человек должен быть широкополосный доступ к интернету, в Махачкале и Каспийске – сеть связи 5G, а на 1 кв. км – не менее 60 точек беспроводного доступа к сети Интернет;

  • к 2024 году абонентская плата за фиксированный доступ к интернету должна снизиться до 0,1 % к среднедушевым денежным доходам населения;

  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2024 году должна составить не менее 5 тыс. человек в год.

При реализации этих направлений важным является использование принципов проектного управления, успешно реализуемого в Дагестане. К действующим семи приоритетным проектам развития Дагестана целесообразно добавить восьмой приоритетный проект «Цифровой Дагестан». Создать Совет при Главе Республики Дагестан по цифровой экономике.

В целом развитие цифровой экономики в Дагестане должно стать мощным драйвером экономического развития республики, ускорить экономический рост, улучшить качество структуры экономики и, в итоге, повысить благосостояние людей.

Список использованных источников:

  1. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)" (утв. Правительством РФ 14.05.2015) – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179480/

  2. Сайт Росстата – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://agro.e-mordovia.ru/upload/VSHP-2016.pdf

  3. Цифровая экономика Дагестана: Перспективы развития – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://news.sputnik.ru/rif-kavkaz-2017/1245

Просмотров работы: 72