Сегодня рынок интернет-торговли переживает настоящий бум, в первую очередь благодаря пользователям мобильных устройств. Все больше покупок совершается с помощью мобильных приложений, что открывает как новые возможности, так и новые вызовы для ретейлеров. Так, если в 2014г. уровень проникновения сети Интернет в РФ составлял 67,5%, то к концу 2015 г. достиг отметки 70,4 %, т.е. увеличился на 3 % [3].
С интенсивным приростом интернет‑аудитории увеличивается и объем рынка электронной коммерции. В мире в год средние темпы увеличения по сведениям агентства eMarketer составляют приблизительно 18‑20 %, в России темпы увеличения доходят до 17-18 %. Средний уровень в мире составляет примерно 6 %.
Согласно сведениям специалистов АКИТ, по результатам 2016 года оборот интернет‑продаж в России составил 920 миллиардов рублей (см. рис.1) [1].
Рис.1 Диаграмма оборота интернет‑продаж в России за 2013-2016гг.
Как видно из рисунка 1 объем российского рынка eCommerce в 2014 вырос на 31% по сравнению с 2013г., в 2015 г. – всего лишь на 7% по сравнению с прошлым годом, в 2016 году вырос уже на 21% составил 920 млрд. рублей.
Также по данным eMarketer (см. рис 2) видно, что в 2017 году eCommerce стала триллионной индустрией. По данным исследования размер Российского рынка eCommerce составил 1.1 трлн. рублей [1]. Из них 63% приходится на трансграничную торговлю, а 37% на внутреннюю торговлю.
Рис.2 Диаграмма размера Российского рынка eCommerce за 2010-2017гг.
При этом эксперты ожидают, что стоимость рынка достигнет 4 трлн долларов уже к 2020 году. Это всемирный тренд, который прослеживается и в России [3]. Цифры говорят сами за себя, торговля с помощью электронных устройств стремительно развивается.
Также одним из быстро развивающихся сегментов Интернет-торговли является mCommerce (мобильной интернет-торговли). Суммарные объемы мобильного трафика уже превышают объемы траффика на десктопе. Так как на сегодняшний день пользователи предпочитают проводить больше времени с устройством, которое всегда под рукой и предпочитают общаться и конечно осуществлять покупки с помощью смартфона.
Аудитория ретейлеров также переходит на mobile — темпы роста mCommerce выше прироста eCommerce на 200%, и эта тенденция сохраняется [3].
Мобильная интернет-торговля — это не просто еще одно название для eCommerce. Пользователь смартфона имеет другие поведенческие особенности, по сравнению с юзером стационарного компьютера. Он быстрее реагирует на предложения, принимает решения и совершает покупки.
Начиная с 2012 года количество приложений для интернет-торговли увеличилось в несколько раз во всех основных магазинах в большинстве стран мира (см. рис. 3).
Рис. 3.Общее количество приложений в магазинах приложений Google Play, App Store и Amazon
Большую долю рынка mCommerce монополизировали крупные корпорации, такие как Amazon или Aliexpress. Они объединяют сотни продавцов, предоставляют более низкие цены, скидки, службу поддержки и бесплатную доставку. Большинство приложений для шопинга в Google Play также запускаются крупными корпорациями по всему миру, на их продвижение выделяются внушительные бюджеты.
Конкурировать с такими крупными корпорациями сложно, но можно. В первую очередь это удается нишевым магазинам. К примеру, немецкое приложение Shpock, которое позволяет пользователям обмениваться одеждой из секонд-хенда, смогло обогнать eBay в нескольких европейских странах. Еще один пример — популярное приложение магазина продажи автомобилей в России auto.ru.
С увеличением охвата мобильного интернета, доступ к мобильной аудитории становится приоритетным. В первую очередь для малого бизнеса, которому приходится бороться за покупателя с большими магазинами.
Создавать и продвигать приложения категории mCommerce необходимо, ведь это ответ на запросы покупателей, которые хотят получить удобный, качественный сервис на своем смартфоне. Однако уровень конкуренции на рынке требует постоянного обучения и развития.
Говоря о развитии Интернет-торговли, нужно отметить, что на него значительное влияние окажут:
технологии (технологии будут совершенствоваться в результате возрастающей коммерческой активности; будет возрастать роль цифровых вычислений и коммуникационных технологий);
социальность (индивидуальность, массовость и общая доступность социальных сетей также продолжат оказывать существенное влияние на развитие электронной коммерции).
Из выше изложенного можно сделать вывод, что Интернет-торговля одна из наиболее динамично развивающихся технологичных рынков в мире. Быстрый рост рынка обусловлен, в первую очередь, достаточно быстрым глобальным распространением широкополосного (фиксированного и мобильного) доступа к сети Интернет. Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики.
Список использованных источников:
Игорь Бахарев. Рынок интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html
Исследование Рынка интернет-торговли в России [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.akit.ru
Продвижение приложений eCommerce: тренды и практические советы – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.likeni.ru/analytics/prodvizhenie-prilozheniy-ecommerce-trendy-i-prakticheskie-sovety
Рынок интернет-торговли в России 2017 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.akit.ru/wpcontent/uploads/2017/09/%D0%90%D 0%9A%D 0%98%D0%A2.%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-1H2017.pdf