АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ЕЁ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ЕЁ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

Тумаева Ю.В. 1, Тумаева А.Д. 1
1Ульяновский государственный университет имени И.Н. Ульянова Ульяновск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.

К. Д. Ушинский

Последние десятилетия разгораются острейшие дискуссии в мировой философской и педагогической науке о том, каким должно быть современное образование. Сейчас в системе образования существуют разногласия, такие как: увеличение объёма знаний, необходимых для усвоения; потребность в целостном системном видение мира; приоритет узкой специализации; сохранение культурно-национальных традиций воспитания; разработка единых стандартов образования. Всё это стимулирует постижение философско-антропологических основ образования и воспитания.

Процесс реформирования образования продолжает традицию, заложенную Аристотелем, согласно которой воспитание является одной из сторон процесса образования. Эта установка определила общую тенденцию развития современного образования к стандартизации, обезличенности и нормативности и привела к отождествлению воспитания и образования [1, с.79].

Трансформация антропологической реальности, связанная с процессами глобализации, информатизации, виртуализации, предполагает переосмысление содержания процессов воспитания. Особую актуальность такой анализ имеет для российской культуры, поскольку за короткий период страна пережила несколько ценностных революций, которые и породили мировоззренческий и методологический вакуум в теории и практике воспитания [2, с.16].

Антропологический принцип становится важнейшим в русской философии. Разработка этого принципа находит отражение в трудах Н. Г. Чернышевского, П. Д. Юркевича, В. С. Соловьёва и др. Е. А. Плеханов пишет: «… можно сказать, что антропологический принцип является по своему существу философско-мировоззренческим принципом, утверждающим безусловную ценность человека как уникального существа в мире» [5]. Многие отечественные мыслители, как Н. Г. Чернышевский, П. Д. Юркевич, Д. И. Писарев, Д. Н. Страхов, Н. И. Пирогов, характеризовали его как совмещение философского и педагогического творчества.

Одним из первых исследователей, поставивших вопрос о педагогической антропологии, как области познания, был К.Д. Ушинский. В своих работах авторитетный педагог впервые ввел понятие «педагогическая антропология» для обозначения особой науки о воспитании и образовании. Суть её он обозначил, как принцип соотношения образования и природных способностей ученика. Педагог отмечал, что эта концепция позволит улучшить образовательную систему, качество усеваемого материала. Становление и развитие педагогической антропологии К.Д. Ушинского происходило под влиянием философской антропологии И. Канта.

Изучение физиологических законов развития человеческого организма, позволило К.Д. Ушинскому сформулировать принципы физического воспитания. Он дает подробную характеристику нервной системы человека и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мускульного чувства на уровне современного ему развития физиологической науки. Отмечает влияние физиологических процессов в организме человека на его психическую деятельность [3, с.243].

Фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869) вобрал в себя лучшие педагогические идеи К.Д. Ушинского. Выделим наиболее значимые из идей К.Д. Ушинского, которые можно использовать с учетом задач реформирования образовательной системы [4]:

  • влияние внешней среды на человека является определяющим, но следует учитывать действие биологических факторов, которые безусловны;

  • отдельную группу факторов образуют социокультурные: религия, семья, народ, общество, искусство;

  • основу педагогической теории составляет философская методология;

  • знание законов воспитания обязательно для воспитателя;

  • человек дуалистичен – физическое и психическое рассматривается в единстве;

  • в воспитанниках нужно формировать полезные привычки;

  • правильно организованное физическое воспитание укрепит душевное здоровье учащегося;

  • дидактический принцип наглядности один из важнейших в теории обучения и воспитания.

Основная мысль его работ - необходимость повернуть все педагогические воздействия к человеку.

Современная педагогическая антропология - самостоятельная область научно-педагогического знания, изучающего человека как воспитывающего и воспитуемого, обучающего и обучаемого, развивающего и развивающегося в процессе социализации.

Цель антропологического метода заключается в привлечении данных различных наук (психологии, социологии, философии, логики, этики, истории, медицины и др.), изучающих человека, для решения воспитательных и педагогических проблем.

Глобальной задачей данной концепции воспитания можно обозначить повсеместное применение знаний о возрастных особенностях для построения воспитательного процесса на антропологической основе. При этом необходимо учитывать такие понятия, как "паспортный возраст", фиксирующий число прожитых месяцев и лет, и "душевный возраст", означающий степень зрелости душевных способностей человека. Последний детерминирован культурной средой личности и ее индивидуальной историей. Воспитание опирается на знание особенностей возрастных этапов в жизни личности. При этом существенны содержательные характеристики не только психофизического, но и духовно-нравственного формирования ребенка в разные периоды.

Подавляющее число семей старается использовать концепцию антропологического воспитания. Данный подход позволяет родителям лучше отслеживать поэтапное развитие ребенка и помогать ему в дальнейшем. К примеру, в возрасте семи-восьми лет в семьях стремление детей помочь поощряют, но не нагружают их сверх меры, основываясь на их физическое и психологическое развитие. Чаще всего, это касается трудового воспитания, но и в нравственном семейном воспитании замечена тенденция применения антропологического подхода. Это очень хорошо проявляется в постепенном раскрытии понятий морали ребенку на протяжение всего периода его взросления.

В системе дошкольного воспитания антропологический подход ярко выражен в старших и выпускных группах; именно на этом этапе вводят уроки основ арифметики и азбуки, т. к. воспитанники этих групп, по уровню своего психического и физического развития уже способны к усвоению знаний. Также учитываются их неусидчивость и слабые навыки в концентрации внимания, поэтому занятия длятся не более пятнадцати-двадцати минут, а объясняется всё на примере ярко иллюстрированных пособий.

Школа является ярким примером заведения, которое реализует концепцию антропологического воспитания. Свидетельство тому – деления на классы, сформированные путем возрастной дифференциации. Постепенное введение в расписание особо тяжело усеваемых предметов, таких как химия и физика.

То же самое можно сказать и об организациях дополнительного воспитания, в которых также занятия проходят в группах одногодок, имеющих примерно одинаковый уровень подготовки. Это позволяет педагогам выстраивать общий план обучения, лучше следить за дисциплиной, руководствуясь знаниями психологических особенностей только одного возрастного периода.

Социализация ребенка также, как и развитие социальных институтов, происходит поэтапно. Он постепенно открывает для себя новые грани общественной жизни, в этом ему помогают не только родители, воспитатели и учителя, но и его внешнее окружение: друзья, авторитетные личности и организации. Несмотря на то, что социум в широком смысле не рассматривает интересы одного человека основными для своей деятельности, но даже тут имеются моменты антропологического подхода к воспитанию. Это отраженно в социальных нормах и государственных законах. Запрет на детский труд, как и на показ откровенных сцен насилия в дневное время по центральному телевидению – примеры помощи общества в воспитание подрастающего поколения, основываясь на их физические особенности и неустойчивую психику.

Противоречивая ситуация, относительно применения подхода антропологического воспитания наблюдается в религиозном воспитание. Исторически сложилось, что мировоззрение большинства членов семьи становится традицией, передаваемой из поколения в поколение. Очень часто религиозное воспитание затрагивает всех детей и подростков, вне зависимости от их эмоциональной и психической зрелости. Именно тут, в некоторых случаях, подходы антропологического воспитания отходят на второй план, идя в противоречие с ценностями общего семейного воспитания, выстроенных на принципах природосообразности развития. Вопреки распространенному мнению нет никаких доказательств, что как религиозное, так и атеистическое воспитание способно оказать заметное влияние на дальнейший жизненный выбор ребенка. Институт религиозного воспитания, как никакой другой, требует именно антропологического подхода.

Итак, антропологическая концепция воспитания одна из самых передовых. Она активно реализуется по сей день не только педагогами-профессионалами, но и родителями, даже самими детьми, если речь заходит о саморазвитии. Принцип природосообразности, присущий данной концепции, позволяет ей приспосабливать все получаемые ребенком знания под его физическое развитие и психологическую подготовленность. Таким образом, он лучше усваивает нормы, законы и информацию в целом.

Список литературы:

  1. Булгакова И.А., Воспитание с позиции антропологического подхода / И.А. Булгакова // Вестник Московского университета МВД России, 2008. – № 3. – с. 79-80

  2. Булгакова И.А., Педагогическая антропология и антропология воспитания: сравнительный анализ / И.А. Булгакова // Вестник Московского университета МВД России, 2008. – № 2. – С.15 - 17.

  3. Ушинский К.Д., Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

  4. Ушинский К.Д., Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 628 с.

  5. Плеханов Е. А., Антропологический принцип в русской философии и педагогике XIX века//Живые педагогические идеи (к 70-летию А. В. Плеханова): Сборник научных работ - Владимир, 1996. - С. 9.

Просмотров работы: 394