ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Царёва О.Ю. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматривается актуальность формирования необходимой для студентов - социальных работников системы ценностей посредством создания определенных педагогических условий. Выделяются определенные условия эффективной организации ценностной ориентации будущих социальных работников.

Ключевые слова: система ценностей, ценностные ориентации, социальные работники.

In this article, the urgency of forming the system of values necessary for students - social workers through the creation of certain pedagogical conditions is considered. Some conditions for the effective organization of the value orientation of future social workers are singled out.

Key words: value system, value orientations, social workers.

Актуальность данной темы определяется изменением ценностных ориентаций у студенческой молодежи, также противоречиями, возникающими в молодежной среде. Информационная среда, в которой находится огромная часть молодого населения, диктует искаженные ценности, ставит почти каждого представителя студенчества перед барьером по поводу выбора главных приоритетных направлений своей жизни.

Развитие правильных ценностных ориентации у студентов способствуют стремлению к саморазвитию, совершенствованию в профессиональной деятельности, повышает уровень позитивного к своей личности, развивают стремление руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами

Ценностные ориентации являются психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, которое оказывает влияние на содержательное отношение человека к общественной действительности и определяет мотивацию его поведения [1, с. 128] и др.

По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [2, с.125]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

Таким образом, ценностные ориентации являются тем самым механизмом, который позволяет личности развиваться, расти, быть динамической системой.

Необходимо также учитывать тот факт, что социальная работа призвана оказывать помощь различным группам населения. Как правило, данные группы испытывают недостаток в физических, психологических и моральных ресурсах, а также не могут самостоятельно разрешить свои проблемы. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном направлении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство человека.

Исходя из этого необходимо понимать, что во время процесса обучения будущих социальных работников в высшем учебном заведении, при осуществлении учебно-воспитательной работы, следует формировать необходимую для студентов - социальных работников систему ценностей по средствам создания определенных педагогических условий.

Опираясь на опыт Т. Т. Щелиной, выделяем следующие условия эффективной организации ценностной ориентации будущих социальных работников [3, с. 275]:

- формирование у студентов в процессе изучения цикла психолого-педагогических дисциплин гуманистических установок по отношению к себе и миру;

- обеспечение субъектной позиции обучающихся в усвоении практического опыта социально-профессионального взаимодействия через призму личностного подхода в воспитании;

- организация усвоения позитивного социального опыта в жизни академических групп на базе специфики осваиваемой профессии через приобщение к традициям факультета с учетом возрастных особенностей;

- реализация индивидуальной помощи студентам в процессе ценностной ориентации для развития рефлексии, эмпатии, способности к децентрации, диалогу и взаимодействию, выработку адаптивных способов психологической защиты на основе индивидуально-групповой дифференциации.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций у будущих специалистов социальной сферы является необходимой составляющей процесса профессиональной подготовки в ВУЗе.

Библиографический список:

1. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов [Текст] / Н. А. Буравлева // Вестник ТГПУ. - Томск: Изд-во ТГПУ. № 6., 2010. С. 127- 128.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 240с

3. Щелина, Т. Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в ВУЗе: дисс. … докт. пед. наук. - Арзамас, 2006. - 343 с.

Просмотров работы: 46