ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Елизарьева В.А. 1, Елизарьева В.А. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья во все времена всегда находилась в центре внимания общественной мысли, политических деятелей, а также ученых. Семья является сложной системой социального функционирования личности, одним из основных общественных институтов.

В педагогической литературе сказано, что семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обычно находят свое отражение и в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций.

Как отмечает П.Д. Павленок, семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет огромную роль в общественном развитии. Через семью сменяются многие поколения людей, осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей до достижения ими зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах семьи. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [7, с. 155].

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. От состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям зависит то, как человек сформирует свои взгляды, построит свои отношения с окружающими людьми. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт.

По Т.К. Ростовской, существенные изменения социальных, политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как обязанность родителей, или понимается как разностороннее развитие самостоятельной творческой личности. Пристальный интерес к семье объясняется ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением задач воспитания, ростом числа детей с поведением, которое отклоняется от нормы; усложнением психологического, эмоционального и духовного мира современного человека, ростом потребностей, которые также создаются в семье [9, с.64].

Очевидно, что профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения предполагает, прежде всего, своевременное выявление и оказание необходимой помощи семьям и детям группы риска.

К.А. Айдарбеков утверждает, что к семьям группы риска относятся так называемые функционально несостоятельные семьи, которые, в силу различных неблагоприятных социальных, экономических, социально-демографических, психологических, педагогических и других факторов, не могут создать необходимые условия для воспитания детей. А также семьи, которые нуждаются еще и в социальной поддержке, помощи для более успешного выполнения своих репродуктивных функций по содержанию и воспитанию собственных детей [1, с.74].

Принято считать, что семьи группы риска характеризуются:

- слабой способностью членов этих семей к осознанию того, что происходит, неспособностью по данной причине выдвигать цели по улучшению жизни в семье и неспособностью достижения положительных результатов;

- слабой способностью словесно обсуждать внутрисемейные и иные проблемы;

- доминированием, агрессией вместо эмоций, которые связаны с любовью, заботой и взаимопомощью;

- высокой степенью риска по отношению к алкоголизму, наркомании и токсикомании.

Семьи группы риска - разновидность семей, которые не выполняют в достаточной степени свои обязанности, а так же оказываются подверженными воздействиям негативных социальных факторов. Когда говорят о семьях группы риска, подразумевают, что данные семьи находятся под воздействием нежелательных факторов.

Л.Я. Олиференко выделяет следующие группы факторов риска:

а) медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения детей, заболевания родителей и образ их жизни, травмы внутриутробного развития и так далее);

б) социально – экономические (многодетные и неполные семьи, родители несовершеннолетнего возраста, безработные семьи, а также семьи, ведущие аморальный образ жизни, неприспособленность к жизни в обществе);

в) психологические (отчуждение от социума, нарушение общения с окружающими, неустойчивость эмоций, трудности в общении с окружающими людьми);

г) педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их индивидуальным особенностям, отсутствие интереса к обучению, закрытость для положительного опыта) [6, с.15].

В научной литературе существует типология социального риска. В данную типологию Е.И. Холостова определяет семьи, в которых по объективным или субъективным причинам социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения [10, с. 176].

Далее рассмотрим семьи социального риска подробнее. Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, семьи с большой иждивенческой нагрузкой, то есть многодетные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, которые воспитывают детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляют такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, на которых существуют проблемы с выплатой заработной платы. Таким семьям необходима реабилитационная, психолого-педагогическая, правовая, а также социально - педагогическая помощь.

Как нам известно, личность молодого поколения формируется в окружающей его социальной среде, которая имеет большое значение для воспитательного процесса. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа и группы общения.

Особенности семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений, отражаются в классификации семей. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга.

М.В. Вдовина рассматривает следующие классификации семей:

а) семьи с неблагоприятной атмосферой, в которых родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к собственным детям;

б) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, существует незаинтересованность к потребностям детей при внешне благоприятных взаимоотношениях. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения за пределами семьи;

в) семьи с отрицательной нравственной атмосферой. Здесь ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [2, с. 5].

Сравнительный анализ литературных данных позволяет отметить, что перечисленные выше факторы играют огромную роль в формировании и развитии семьи. Очевидно, что необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми.

Мы согласны с мнением М.А. Галагузовой, что семьи группы риска являются, прежде всего, объектом социально-педагогической помощи, а главная роль отводится образовательным учреждениям [3, с. 20].

Основными условиями, которые способствуют укреплению связей неблагополучных семей с образовательным учреждением, являются:

- внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом индивидуальных особенностей каждого члена семьи, конкретного типа неблагополучия;

- построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями этих семей;

- реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных действий на педагогически запушенных детей.

Принято считать, что ведущим и исходным принципом в работе с семьями группы риска является осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов роботы. Взаимодействие с родителями педагогически запущенных детей является процессом, в основе которого находится принцип педагогического воздействия. Основные формы такого воздействия: проведение индивидуальных бесед, посещения на дом, посильная помощь в исправлении неблагополучной семейной ситуации, связь школы с учреждениями, на которых работают родители, устройство детей в специализированные учреждения.

Как отмечает Ю. А. Рогова, в работе с семьями группы риска, в которых отношения супругов находятся практически на грани распада, социальный педагог должен выполнять психотерапевтическую функцию. Таким образом, в беседе с родителями необходимо внимательно выслушать обе стороны, по возможности попытаться показать причины, которые приводят к обострению семейных отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, в первую очередь, на основе интересов ребенка. В конфликтных семьях необходима коррекционная работа по оздоровлению взаимоотношений родителей, которая требует профессионализма от специалиста по социальной работе [8, с.3].

В психологической литературе сказано, что наиболее распространенными семьями, в которых неправильно формируются взаимоотношения с детьми, являются педагогически несостоятельные. Эти семьи, также как и конфликтные, оказывают на детей косвенное влияние. Формирование отрицательных ориентаций у детей в таких семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим социальным институтам, которые играют неблагоприятную роль в социальной и педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений, как основных факторов, обуславливающих их десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи специалиста, который способен помочь родителям в анализе проблемной ситуации, в коррекции стиля и характера отношений с ребенком. Эту помощь могут оказывать социальные педагоги, социальные работники, учителя, которые выделяют индивидуальные особенности детей и подростков, условия их семейного воспитания и имеют достаточную психологическую и педагогическую подготовленность.

В.М. Минияров говорит о том, что есть большое число семей группы риска, не осознающих свои проблемы. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, в которых родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с детьми. Очевидно, что дети в этих семьях нуждаются в мерах социальной и правовой охраны [4, с.53].

Принято считать, что наибольшую опасность по своему негативному влиянию на детей представляют криминальные и аморальные семьи. Очевидно, что жизнь детей в этих семьях из-за жестокого обращения, отсутствия заботы и содержания детей находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты, воспитание которых должно быть возложено на государственное и общественное попечение. Иначе ребенка ждет полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от влияния преступности. Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются данные семьи, социальную работу с ними необходимо осуществлять во взаимодействии с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних. А также в работу с данными семьями необходимо включить социальный патронаж.

Также следует отметить, что существует наиболее острая проблема как семейная жестокость, которая служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования в семье. В технологиях стабилизации семейных взаимоотношений специалист по социальной работе должен учитывать ряд факторов, в том числе факторы личностного риска, индивидуальные особенности, а также варианты, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.

Р.В Овчарова говорит о том, что семьи группы риска - это семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии затруднения [5, с.62].

Наличие этого или другого фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно только указывает на большую степень их вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска.

По мнению М.В. Шакуровой, в основу дифференцированной социальной и педагогической помощи семьям группы риска входит: тщательное изучение внутрисемейных проблем, учет всех сторон семейного неблагополучия; построение положительных отношений между специалистом по социальной работе и родителями семей группы риска; осуществление индивидуального подхода и разработка методов воздействия. Это наиболее важные принципы при работе с семьями группы риска. Помощь специалиста по социальной работе семьям группы риска заключается не только в педагогическом просвещении родителей, но и в выполнении психотерапевтической функции, в коррекции стиля семейного воспитания и семейных взаимоотношений [11, с.72].

В ходе анализа литературных данных мы пришли к выводу, что семьи группы риска – это семьи, ведущие аморальный образ жизни, который отражается на социальном и физическом здоровье ее членов. Раннее выявление семей группы риска и своевременная помощь, а также целенаправленная работа являются самыми эффективными методами профилактики неблагополучия в семье. Для социального оздоровления молодого поколения особо важным является создание необходимых социокультурных условий, которые характеризуют как общество в целом, так и каждую отдельную семью.

Итак, социально-педагогическая работа с семьями группы риска должна строиться, в первую очередь, с учетом факторов социального риска, носить межведомственный характер и координироваться в зависимости от характеристики семьи.

Список использованной литературы:

  1. Айдарбеков, К.А. Разработка и внедрение в специальных учреждениях по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков / К.А. Айдарбеков. - СПб.: Правда, 2010. - 149 с.

  2. Вдовина, М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье / М.В.Вдовина. - Москва.: Аргус, 2008. – 142 с.

  3. Галагузова, М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М.А. Галагузова. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

  4. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 256 с.

  5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.

  6. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко. - М.: Академия, 2008. — 256 с.

  7. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2012. — 592 с

  8. Ростовская, Т.К. Развитие института молодой семьи в современном обществе / Т.К. Ростовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 172 с

  9. Рогова, Ю. А. Семьи группы риска как социальная и психолого-педагогическая проблема / Ю. А. Рогова. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 124 с.

  10. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 399с.

  11. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

Просмотров работы: 2902