К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для развития глухих людей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым тот факт, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

Слух – это способность человека воспринимать и различать звуки. Человек отличается от других живых существ тем, что помимо физического слуха обладает слухом фонематическим или способностью различать фоне­мы, звуки речи [1, c 296].

На долю слуха приходится только около 2 % информации о внешнем мире, которую человек получает через органы чувств. Тем не менее, состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психическое развитие человека.

Основной классификацией людей с подобными нарушениями служат критерии, выделенные Р.М.Боскис, - к ним относится: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи [4, c 184]

В соответствии с этими критериями выделяют две группы людей – глухие и слабослышащие (тугоухие). Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление хотя бы минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха и восприятие обращенной речи на самом близком расстоянии от ушной раковины. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое её восприятие даже на самом близком расстоянии от уха. Данные группы имеют как физиологические, так и психологические особенности. [4, c 98]

Закономерности психического развития людей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология – отрасль специальной психологии.

Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л.С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л.С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой категории детей нарушение слухового восприятия – это первичный дефект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие – это вторичный дефект, или вторичные последствия. [5, c 117]

Разработка сурдопсихологических проблем осуществлялась многими исследователями стран Европы и США (Р. Конрад, X. Фурт, Е.Левин, Р.Линдер, X. Майклбаст, П.Олерон, Дж.Снайдерс, Н.Снайдерс Оомен, М.Темплин, В.Терворт и др.). При этом исследователи разных стран имели возможность изучать не только завершенные и опубликованные труды, но и исследовательские работы в процессе их осуществления благодаря встречам на международных съездах, симпозиумах и конференциях, а также при непосредственном общении в исследовательских лабораториях. В последние десятилетия сурдопсихология стала интенсивно развиваться в странах Востока – Японии, Китае.

Необходимо отметить, что доступная среда для всех людей с ограниченными возможностями – это не только наличие пандусов и лифтов. В цивилизованных странах инвалиды по слуху должны получать экстренную помощь, даже если рядом нет сурдопереводчика. В связи с этим специалисты из Российского Общества глухих проводят курсы для врачей, полиции и соцзащиты - обучают жестовому языку.

На сегодняшний день депривация слуховой функции является довольно распространенным сенсорным нарушением. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 2015 год в России проживают более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона – дети. В Ульяновской области в 2018 году официально стоит на учете 1300 глухих людей. Сюда не входят дети и приезжие, которые живут в регионе без регистрации. По неофициальным данным инвалидов по слуху в нашем регионе около 3 тысяч человек. На данное количество людей с нарушением слуха в Ульяновкой области работает двадцать один сурдопереводчик. Не каждый регион может «похвастаться» таким количеством специалистов в этой области.

Для качественной работы сурдопереводчикам необходимо знать социально-психологический портрет лиц с нарушением слуха.

Существует много разных мнение по поводу особенностей характера глухого человека. Одни авторы подчеркивают только отрицательные качества, такие как гордость, самолюбие, недоверие к окружающим, враждебное отношение к слышащим, излишнее беспокойство. Так, швейцарский психиатр Э.Блейлер писал о глухих людях: «Глухой, даже если он сам по себе умен, без специального обучения будет душевным калекой в наиболее важных отношениях, кроме того, он не в состоянии правильно оценить отношений окружающих и по этому он делается раздражительным, сердитым, недоверчивым» [3,c 188]. Но другие исследователи (Л.С. Выгодский, В.М. Рахманов) дают менее негативную характеристику. Например, Л.С. Выготский пишет: « Глухонемота – это по преимуществу социальный недостаток, который оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми и прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности» [6, c 117].

Чрезмерное внимание, забота, жалость, могут привести в иждивенческой позиции у глухих. И, наоборот, как подчеркивает Ю.Р. Сафонова, игнорирование, пренебрежение по отношению к его потребностям порождает такие негативные личностные черты, как агрессивность [2, с 11]

Вопрос об агрессивности людей, имеющих нарушения слуха, заслуживает отдельного рассмотрения. Л.С.Выготский отмечал наряду с такими качествами глухих, как чувство любви и привязанности, наличие и дурных черт характера (вспыльчивости, злобности, недоверчивости, эгоизм), которые являются не врожденными, а зависят от внешних обстоятельств. Он утверждал, это слепые и глухие ощущают свои неполноценности не биологически, а социально: «Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация» [5, c 276].

В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению Швеция рекомендуется изучать жестовую речь, или каждый ученик с нарушениями слуха, проживающий в США и обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента – переводчика жестовой речи. Также предлагаются определенные требования к артикуляции всех тех людей, которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной. Существуют даже модели «страны глухих» – например, университетский городок, населённый неслышащей молодёжью (США, Галлодетский университет).

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

При прохождении учебной практики в Ульяновском региональном отделении общества глухих мною было замечено, что профессией сурдопереводчика редко начинают интересоваться чисто из-за возможности заработать на этой дефицитной услуге деньги. Как правило, есть личный или профессиональный мотив. Больницы, магазины, суды, полиция, – там глухим нужны не только врач, продавец, адвокат и полицейский, но и сурдопереводчик. Профессиональная лексика специфична и только квалифицированный сурдопереводчик может перевести все, что необходимо,

Сформулируем выводы, к которым можно прийти в ходе анализа выше изложенного материала. Работа с лицами с нарушением слуха основывается на нескольких постулатах. Первый – необходимо быть профессионалом, чтобы понимать язык плохослышащих или неслышащих людей. Второе – необходимо в работе учитывать социально-психологические аспекты людей с нарушением слуха из чего следует, что нельзя проявлять чрезмерное внимание и жалость. «Проблема глухоты в обществе – проблема социальная» – и как общество будет относиться к проблемам людей с нарушением слуха и их решениям, так и люди будут чувствовать себя социально защищенными.

Библиографический список :

  1. Артюнина.Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект, 2013. - 576 с.

  2. Басов Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России // Вестник КГУ. - 2012. - №18.

  3. Богданова Т.Г. "Сурдопсихология: Учеб.пособие. - М.: "Академия", 2002 – 203 с.

  4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя. – 2-4 изд. – М. : 1988

  5. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983 – 369 с.

  6. Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха. – Харьков: – 251 с.

Просмотров работы: 122