ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Насырова Р.Р. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основополагающим средством социального воспитания является предоставление ребенку возможности разнообразно воздействовать на окружающий его мир, возможности активно связаться с современностью, социальной и физической средой. Развитие связей ребенка с окружающим обществом, ростом его коллективности связано в первую очередь с контактом с окружающей средой.

В настоящее время приходится утверждать, что психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [4,с.4].

Научные труды многих ученых показывают, что лишение детей заботы матери с последующими психическими ограничениями в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Дубровина И.В. исследовала работы психологов в данном направлении У. Денниса и П. Наджарьяна, показавшие,что в приюте дети действительно отстают от сверстников из семьи уже к концу первого года жизни. Причины, указанные учеными, являлись конкретные обстоятельства – апатичность сестер, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам, равнодушие и упадок интереса и привязанности со стороны малышей.

Исследовав научные труды Л. Ярроу И.В. Дубровина выяснила, что Л.Ярроу выявил помимо «материнской депривации» множество разнообразных причин отставания воспитанников детских учреждений. Он установил серьезное обеднение среды в подобных учреждениях за счет резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и по роду других линий [4, с.11].

Предположительно, можно определить и бытовую депривацию, при которой у воспитанника детского дома недостаточно сформированы, а зачастую недостаточно развиты навыки ухода за собой. Эти навыки необходимы, чтобы ежедневно функционировать в обществе.

Рассматривая различные виды деприваций необходимо отметить и особую значимость в овладении правовыми знаниями, которые можно так же отнести к социальной депривации.

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. Через некоторое время им придется покинуть стены детского дома и лишиться привычного образа жизни и чрезмерной опеки, т.е вступить в самостоятельную жизнь, к чему воспитанники зачастую бывают не готовы.

Подростковый возраст, один из самых трудных, критических, тревожных возрастов для любого человека, таит особые опасности именно для воспитанников детских домов.

Области развития самосознания, временной перспективы становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой - в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния. Именно на них должна сосредотачиваться основная работа по преодолению отрицательных последствий пребывания в учреждениях интернатного типа и по подготовке подростков к взрослой жизни за его стенами [11].

Ведущей деятельностью данного возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.

Основным содержанием подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности.

Подросток нацелен на мораль равенства, видит в себе человека, перешагнувшим грани детства. В этом возрасте ребенок начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми.

Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него. Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни – посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения, по сути – к деинтеллектуализации – таково неблагополучное развитие взрослости [7, с.3].

Першина Л.А. в своем исследовании опирается на труды Стенли Холла, который впервые описал подростковый возраст и назвал его периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода он определил как кризис самосознания, преодолев который, человек становится индивидуальностью [7, с.6].

Для преодоления данного кризиса существует социальное воспитание, которое понимается как планомерное создание условий для целенаправленного и относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации.

Необходимо обратить внимание на то, что и могут иметь место эмоциональные кризисы, которые сопровождаются тоской, иногда агрессивностью, чувством утраты смысла жизни, апатией, депрессивными состояниями. Поэтому воспитанники склонны к различным порокам, нарушениями дисциплины: нарушениям режима, воровству, бродяжничеству [9].

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «я».

В детском доме, воспитанники постоянно находятся в ситуации обязательного общения с достаточно узкой группой сверстников, поэтому избирательность для них отходит на второй план, уступая место восприятию контактов со сверстниками, как стабильных неизбежных, таких, которые сам подросток по собственной воле изменить не может.

Характеристики образа Я подростков, растущих в семье и вне семьи, различающихся по ряду существенных параметров, главные из которых:

1) ориентации на собственные личностные особенности (массовая школа) – ориентация на внешнее окружение, на приспособление (детский дом);

2) интенсивное становление образа Я в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных ценностей от 7 к 9 классу (массовая школа) – стабильность этих сторон образа Я в указанный период (детский дом);

3) яркая выраженность собственно подростковых характеристик (массовая школа) – несоответствие некоторых сторон образа Я возрастным характеристикам (детский дом).

Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека[4, с.221].

Особенности психического развития подростков, воспитывающихся в детских домах проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Они (отношения) связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины. Последние выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения.

Для воспитанников детских домов характерны изменения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой – полная неудовлетворенность этой потребности: недостаточное количество обращений взрослых к детям, сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразность содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и т. д.

Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во-первых, важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям[4,с.5].

Общение со взрослыми, являясь важнейшим фактором общего психического развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности.

Эффективность общения подростков и юношей со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни [4, с.20].

В данный период заметное развитие приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности [10].

Перед подростками в ходе взаимодействия возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой [1].

Квашнина О.В использует следующие критерии и показатели для определения культуры общения подростков: умение взаимодействовать с партнером в ходе деятельности и готовность к взаимодействию; восприятие другого (владение навыками межличностного и межколлективного взаимодействия); восприятие межличностных отношений. На основе данных показателей она определяет три уровня сформированности культуры общения: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень – подросток активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Средний уровень – ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, выразительные средства речевого высказывания используются не в полном объеме.

Низкий уровень – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; недостаточную сформированность коммуникативно-речевых умений и навыков [5].

А.С. Макаренко говорил о том, что труд позволяет человеку превратиться из раба вещей в их господина, научиться владеть вещами и командовать ими. Неумеющие же обслуживать себя всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи [6]. В этих словах особо важным для нас является акцент Макаренко на том, что самообслуживание – необходимый навык, без которого человек не может обрести самостоятельность.

Физический труд можно разделить на труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовления для себя пищи и т.д.) и охране своего здоровья (личная гигиена).

Дать воспитанникам трудовые навыки и умения это еще не значит подготовить их к жизни, к труду. Подготовка достигается благодаря включению их в различные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Воспитанники, с одной стороны, не умеют жить в одиночестве, с другой – «не умеют самостоятельно вести домашнее хозяйство, не имеют навыков самообслуживания.

Бытовые навыки и умения – это деятельность, в рамках которой сирота проявляет себя как самостоятельно формирующаяся личность. Бытовые навыки и умения необходимы каждому человеку в обыденной, самостоятельной жизни» [2, с. 63].

Речь идет об элементарных формах бытовой деятельности: введение и поддержание домашнего хозяйства, приготовлении пищи и т. п.

Дементьева И.Ф проводила ряд исследований, в результате которых подтвердилась гипотеза о несостоятельности выпускников в плане даже таких простых видов деятельности как уборка квартиры. Как правило, даже девушки не умеют создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, подолгу не моют грязную посуду. Очень многие опрошенные не умеют приготовить обед [2, с. 64].

На сегодняшний день, когда стоимость продуктов повысилась, одной из приоритетных задач работников детского дома становится научить сирот самостоятельно готовить. Не менее важно научить подростков ухаживать за одеждой и обувью, делать мелкий ремонт. В детском доме сироты избавлены от необходимости приобретать вещи, поэтому бережное к ним отношение не выработано.

Так же необходимо отметить следующую проблему: Проблема ухудшения состояния здоровья детей и подростков стоит также достаточно остро. Дети же из числа сирот часто имеют отягощенную наследственность, а также «могут иметь психические травмы, связанные с неблагополучием в семье и потерей родителей [8, с. 15].

Поэтому умение заботиться о своем здоровье становится очень важным фактором в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Для сохранения здоровья подростков необходимо отметить важность соблюдения личной гигиены и правила ухода за собой. Ввиду их иждивенческого образа жизни они не знают элементарных правил гигиены и ждут постоянных указаний со стороны воспитателей.

Нельзя оставить без внимания и проблему правовой безграмотности.

Проблемам правовой безграмотности в современной научной литературе уделено мало внимания, широких, глобальных исследований на эту тему почти нет, а ведь детям-сиротам необходимо знать о своих правах, льготах, о законодательных нормах.

Данная проблема состоит из нескольких частей:

  • незнание своих основных документов, правил получения и их хранения;

  • незнание норм уголовного, административного законодательства

  • незнание о льготах, правах;

  • незнание ювенальной юстиции.

Это приводит к правонарушениям и к социальной незащищенности.

Усугубляется проблема именно спецификой социального положения детей-сирот, ведь обычным детям из семей почти всегда есть куда, к кому обратиться с этими вопросами, а детям-сиротам нет.

Проблем в социально-правовом направлении работы с воспитанниками интернатных учреждений очень много и они достаточно серьезные – реализация права на жилье, трудовая адаптация, профилактика правонарушений и защита прав выпускников [3, с. 30].

Таким образом, рассмотрев возрастные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста можно сделать вывод, что у воспитанников низкий уровень коммуникативных умений как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми, в отличие от детей, воспитывающихся в семье.

Нельзя и оставить без внимания факт тот, что с ними не ведется работа по повышению навыков самообслуживания, в силу нахождения в детском доме, воспитанники привыкают к иждивенческому образу жизни.

Так же с воспитанниками не ведется работа по повышению правовых знаний, ввиду того, что все необходимые документы для них готовят работники детского дома.

В результате у воспитанников возникают сложности при помещении в замещающую семью, следовательно, необходимо вести работу по повышению данных навыков.

Список используемой литературы.
  1.  
    1.  
      1.  
        1. Бырдина О. Г., Сахарова Ю. П., Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. №3. С. 735-737.

        2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // СОЦИС. 2009. № 10. С. 62 - 70.

        3. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства // Социальная работа. 2003. № 1. С. 30-32.

        4. Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. М., 1990. 263 с.

        5. Квашнина О. В. Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. №10. С. 1178-1180.

        6. Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 397.

        7. Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. 256 с.

        8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2012. 400 с.

Электронные ресурсы

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Подростковый возраст. URL: http://www.sociodone.ru/codos-776-1.html (Дата обращения 15.02.2018).

        2. Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуальных способностей учащихся на старшей ступени обучения. URL: http://pandia.ru/text/78/236/34660.php (Дата обращения 15.02.2018).

        3. Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста. URL: http://www.sociocity.ru/scitys-400-1.html (Дата обращения 17.01.2018).

Просмотров работы: 775