ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бычкова Н.В. 1
1УлГПУ им И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье отражаются результаты анализа литературы по психологии старения, здоровью пожилых людей. Дается характеристика понятий "здоровье", "психологическое здоровье". Рассматривается досуговая деятельность пожилых и ее влияние на психологическое здоровье пожилых. Описываются результаты исследования по организации досуговой деятельности, а так же всех составляющих здоровья пожилых людей.

Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, пожилые люди, досуговая деятельность.

Согласно данным Всемирной Организации здравоохранения идет тенденция увеличения доли старшего поколения. Такая проблема актуальна практически для всех стран мира. Прогнозы статистики показывают, что к 2050 году каждый третий житель нашей страны будет старше 60 лет. Отсюда следует, возник интерес к проблем старости, здоровья пожилых людей, долголетию.

Старость - это неизбежный и многоплановый процесс в жизни человека. По мнению Е.И. Холостовой, пожилые люди относятся к такому виду социальной общности, как категория, которая представляет объединение людей по определенному признаку, в данном случае по возрасту [3, с. 45].Согласно классификации ВОЗ, население в возрасте от 60 до 74 - пожилые, от 75 до 89 относятся к старшему и от 90 и старше к долгожителям.

Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное (психологическое) и социальное благополучие.

В старшем возрасте, важно помнить, не только о физическом здоровье, но и о психологическом. Здоровье важно для пожилых людей, так как процесс старение представляет собой изменения не только в физическом, но и психологическом плане.

Краснова О.В. рассматривает психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных явлений и обеспечивающее адекватную оценку условиям окружающей действительности, регуляцию поведения и деятельности. Основным условием нормального психосоциального развития пожилых людей (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка [1, с. 197].

Следует особо отметить творческую и интеллектуальную активности в пожилом возрасте. Активная умственная работоспособность развивает память, активизирует работу мыслительных функций организма. Творческая деятельность благотворно влияет на положительные эмоции, появляется хорошее настроение.

Нагорнова А.Ю. досуг определяет как совокупность различных видов занятий деятельности, осуществляемых в свободное время, в результате которых происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности[2, с. 131].

В ходе анализа литературы и практического опыта по работе с пожилыми людьми, нами были обнаружены противоречия:

- между наличием научных работ, раскрывающих сущность психологического здоровья пожилых людей и недостаточным обоснованием особенностей психологического здоровья пожилых людей посредством досуговой деятельности;

- между наличием опыта организации досуговой деятельности в России и недостаточной разработанностью практического материала и конкретных программ по эффективной организации культурно - досуговой деятельности влияющей на формирование психологического здоровья.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, определили выбор темы исследования: "Формирование психологического здоровья пожилых людей посредством досуговой деятельности".

Цель опытно – экспериментальной работы – получить эмпирические данные об уровне все составляющих здоровья и уровне активности в досуговой деятельности пожилых людей.

Исследование проводилось на базе колледжа ОГБПОУ УКИКСТ в Университете активного долголетия «50+» в г. Ульяновске. В группу опрашиваемых входило 20 человек .

В качестве методики определения уровня всех составляющих здоровья и уровня активности в досуговой деятельности пожилых людей было выбрано анкетирование. Была составлена авторская анкета, состоящая из двух частей первая часть включает из 11 вопросов и вторая 2 вопроса, охватывающая следующие характеристики: описание выборки, физическое, социальное, психологическое составляющие здоровья, а так же были предложены вопросы касающиеся активности в досуговой деятельности.

В ходе исследования было опрошено 20 граждан пожилого возраста, посещающие "Университет Активного долголетия 50+", из них оказалось 70% женщин и 30% мужчин (рис. 1).

Рис. 1 - Распределение участников по полу

Что касается возрастных границ опрашиваемых, вопрос охватил три возрастных группы: 60 - 65 лет  70 %, 66 лет и старше 20%, 55 - 60 лет  10% (рис 2).

Рис. 2 Возрастные границы участников

Следующим вопросом, был задан, работают ли они , после выхода на пенсию, как выяснилось работает та возрастные категория, которая относится к возрасту 55 - 60 лет , работающих пенсионеров оказалось 20 %. Трудовая активность является важным показателем социального благополучия. Как выяснилось всего лишь 20 % заняты трудовой деятельностью, остальные 80 % процентов не работают, получают только пенсию по старости.

Рис. 3 - Распределение ответов на вопрос "Работаете ли вы?"

Среди задаваемых вопросов респондентам, был задан вопрос, как часто они посещают культурно - досуговые учреждения. По результатам полученным в ходе опроса, 20 % ответили ежедневно, 25% выбрали несколько раз в неделю, большая часть ответила что посещают досуговые учреждения один -два раза в месяц (30%) и 25% опрашиваемые выбрали вариант один - два раза в полгода /год.

Рис.4

Здоровье одна из высших человеческих ценностей. Во второй части анкеты респондентам предлагалось оценить составляющие своего здоровья. Опрашиваемые выбрали средний уровень физического здоровья (40%), остальные выбрали низкий уровень(60%). Следующей составляющей здоровья является психологическое здоровье (душевное) 25% оценили как высокий уровень, 50% средний и низкий уровень составил 25%. Так же опрашиваем предлагалось оценить социальное здоровье, высокий уровень 10%, средний 50%, низкий уровень 40%.

Анализируя вопрос "Как вы организуете свой досуг?" выяснилось, что респонденты выбирают более пассивные виды отдыха (просмотр телевизора, чтение)составило 50%. К спортивной деятельности проявляется в меньшей степени интерес, отнесли себя к 30%. Вариант занимаюсь творчеством выбрали 30%, посещение театров, концертов выбрали 20% это связано с материальной благосостоянием пожилых людей(рис.5).

Рис.5

На вопрос об удовлетворенности организацией своего досуга 60% респондентов ответили, что вполне удовлетворены организацией своего досуга, 40 % признались, что не довольны данным аспектом (рис. 6).

Рис.6

И в заключении, респондентам предлагалось оценить свою активность в досуговой деятельности по трем уровнем: высокий, средний, низкий.

Нами наглядно была представлена столбчатая гистограмма (рис.7).

Рис.7

Таким образом, исследование показало, что плохое здоровье пожилых людей ограничивает их социальные контакты, приводит к комплексу неполноценности, снижает общий уровень самочувствия, активности и ухудшению настроения. В ходе анкетирования было выявлено, что у пожилых людей существуют проблемы со здоровьем, испытывают затруднения в материальной составляющей, на низком уровне находится компьютерная грамотность, отсюда появляются проблемы в культурно - досуговой деятельности, что ведет к ухудшению психологического здоровья, все это ведет к плохой адаптации в обществе.

Список использованной литературы

  1. Краснова, О.В. Социальная психология старения: учебное пособие / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

  2. Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск.: УлГПУ, 2012. - 149 с.

  3. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 348 с.

Просмотров работы: 72