ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Хусаинова Р.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день такие науки, как психология, педагогика, социальная психология уделяют большое внимание понятию «гендер». Но нельзя сказать, что, хотя бы одна из них в совершенстве знает проблему со стороны гендера. Мало кто знает содержание этого понятия, несмотря на то, что без изучения проблем пола невозможно комплексное изучение человека. Первым, кто ввел понятие «гендер» был американский психолог Джоан Скотт.

Проблемой гендерных различий занимались уже давно психологи-педагоги Ш. Берн, И.С. Кон, А.А. Логинова, Д.В. Колесова. Тема актуальна и на сегодняшний день. Для определения особенностей, которые различают мальчиков от девочек, составляются различного рода тесты, анкеты, тренинги.

В самостоятельную дисциплину выделяется наука гендерология, которая, непосредственно, изучает гендерные различия. Данная наука дает нам определение: гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии друг с другом [10, с. 12]. В психологической литературе дается более понятное для нас определение: что гендер – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Различия мальчиков и девочек можно рассматривать на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникации [7, с. 40].

Различия на генетическом уровне.

Практически все они прямо или косвенно обусловлены различиями мозга. Из зарубежных фундаментальных трудов, в которых доказываются половые различия, обусловленные разным строением мозга, следует отметить книгу Энн Мойр и Дэвида Джессела «Пол мозга» (1990), а также исследования таких авторов, как Камилла Бенбау, Лори Аллен, Рубен Гур, Майкл Гариен и др., обзор которых сделал М. Гариен [2, с. 57].

Среди отечественных разработок это, прежде всего, книга нейропсихологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира» [1], а также работы таких авторов, как Е.Б. Филиппова, В. Л. Бианки, Т.А. Эндека, В.П. Симонов, А.Л. Сиротюк и др. [3, с.90].

Особенности мозга – это, скорее, источник дополнительных данных о личности и формировании ее характера. На генетическом уровне имеются преобладающие навыки, уже «встроенные» в общее развитие мозга мальчика и девочки. Но это не означает, что есть врожденное мужское или женское превосходство с моральной или социальной точки зрения. Вместе с тем, признание различий в работе мозга теми, кто обучает детей, открывает новые возможности к повышению качества образования.

Исследования в области генетических различий показывают, что, во-первых, в целом, женский мозг развивается быстрее мужского. Развитие мозга у младенцев, в основном, ярче выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое. У девочек этот переход происходит раньше. В подростковом возрасте у мальчиков доминирует правое полушарие, которое отвечает за пространственное восприятие, за распознавание визуальных и музыкальных образов, за сознательную ориентацию в пространстве, за более развитое абстрактное мышление. Согласно Д.В. Колесову, мальчики, начиная с подросткового возраста, превосходят девочек в решении пространственно-зрительных задач и в математических способностях [6, с.51]. У мальчиков преобладает также оперативная память и нестандартность мышления, фантазирование.

Анализ исследований зарубежных и отечественных авторов показывает, что выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, лучше осуществляют мальчики (мужчины). При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что мальчики быстрее выучивают маршрут, однако девочки запоминают больше путевых ориентиров [4, с.98].

По утверждению И.С. Кона, достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности. Согласно Д.В. Колесову, уже в младшем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков в речевых и языковых заданиях, уступая им в двигательных навыках и пространственной памяти. Девочки лучше пишут сочинения и удерживают в памяти заученное.

У девочек более развито левое полушарие, которое отвечает за регуляцию речи, письма и счёта, за интуитивную ориентацию в пространстве, за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, у девочек доминирует долговременная память и консервативность мышления [9, с. 54].

В среднем, девочки произносят больше слов, чем мальчики. Во время обучения мы часто замечаем, что девочки учат вслух, а мальчики, по большей части, молча. Когда мы наблюдаем за группой учащихся, то видим, что девочки пользуются словами чаще мальчиков. Также очевидно, что число тех, кто пользуется словами, в группе мальчиков, обычно, меньше. Например, один или два лидера (или мальчики, желающие обратить на себя внимание) говорят много, а все остальные – значительно меньше. В группе девочек все они говорят примерно одинаково.

Важно отметить, что у девочек речевые центры локализованы в обоих полушариях, а у мальчиков такая специализированная область отсутствует, и в процессе разговора у них активизируется все левое полушарие [8, с. 167].

Поэтому мальчики могут либо говорить, либо слушать; особенности их мозга не позволяют им заниматься несколькими делами одновременно. Например, мальчику трудно одновременно слушать объяснение учителя и записывать что-либо в тетрадь. Если же нужно еще и начертить поля или отыскать что-то на карте, в словаре и т.п., то мальчикам это неимоверно трудно. Девочки же с легкостью могут одновременно говорить и слушать, плюс к этому выполнять еще несколько несвязанных друг с другом дел.

Различия на физическом уровне.

До 10 лет рост мальчика в среднем одинаков или больше, чем у девочки, а в возрасте от 10 до 13 лет – меньше, особенно в 12 лет. После 13 лет мальчики резко обгоняют девочек в росте, и к 17 годам различие достигает, в среднем, 14-15 см.

В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте, – уже примерно с 8,5 лет, и это различие сохраняется дольше – до 14 лет. После 14 лет мальчики имеют большую массу тела, чем девочки, и к 17 годам различие в массе достигает примерно 10-12 кг.

Таким образом, в росте мальчики уступают девочкам, в среднем, в течение 3 лет, в массе тела – в течение 5,5 лет. В связи с этим, и девочки, и особенно мальчики, испытывают чувство неловкости, а мальчики даже чувство неполноценности.

После 13-14 лет мальчики гордятся тем, что у них высокий рост, большая масса тела и большая физическая сила, и все это у них неуклонно нарастает.

Мальчики быстрее развивают свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожны при работе с инструментами и чаще травмируются. У мальчиков доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, что предопределяет необходимость размещать информацию на классной доске не длинными строками во всю ее ширину, а делить это пространство как бы на несколько столбцов [9, с. 6].

Если девочке в процессе обучения не требуется много двигаться, то мальчикам движение помогает не только стимулировать мозг; но и снижать импульсивность поведения. Для мальчика движение в замкнутом пространстве естественно из-за низкого содержания серотонина и повышенного обмена веществ, что обусловливает беспокойное поведение.

Многие учителя приспособились управлять поведением мальчиков в учебной деятельности, увлекая их работой, которая требует движения, а также поручают им, например, раздать карточки с заданиями или наглядные пособия, оборудование и пр. Для мальчиков очень полезны и любимы физкультминутки с потягиванием и физическими упражнениями. Иногда учителя разрешают мальчикам на уроке вертеть что-либо в руке, например, маленький мячик. Ребенок двигается, и его мозг стимулируется. Таким образом, школьник чувствует себя комфортно и не мешает никому.

Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Девочки лучше справляются со скукой при обучении и во всех других аспектах образования, что оказывает огромное влияние на все его стороны.

Девочки, по сравнению с мальчиками, более усидчивы, дисциплинированы и трудовыми навыками овладевают прочнее. В целом, девочки учатся ровнее и прилежнее, чем мальчики.

Мальчики изучают, в первую очередь, окружающую среду и объекты, с которыми контактируют. Предпочтение мальчики отдают практическим действиям, а не вербальным. Девочки же изучают в первую очередь себя и свое окружение, у них наблюдается склонность к вербальной деятельности.

У девочек 13-14 лет и старше – меньшая масса тела, но лучшая грация, гибкость и подвижность. Девочки быстрее развивают точность и координацию движений. Они аккуратны и осторожны при работе с предметами. У них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие информации у девочек происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину доски, в отличие от мальчиков, которые в этом случае испытывают затруднения.

Различия на когнитивном уровне.

У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. У них преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Мальчики лучше девочек могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Так, при обучении математике, мальчики часто осваивают материал лучше, если он изложен на доске. При использовании наглядных пособий, когда материал из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске, переносится в реальный мир, женский мозг, как правило, воспринимает его быстрее.

Мальчики любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов, и нравственные споры об абстрактных принципах. Для них характерна склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.

При формировании понятий мальчики склонны к дедукции, процесс мышления у них обычно начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. По сравнению с девочками, дедуктивный процесс у них идет намного быстрее. В этом кроется причина того, что мальчики, в среднем, показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Для мальчиков, в отличие от девочек, характерна высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Девочкам, напротив, присуще индуктивное мышление, постепенное расширение своей базы формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных примеров. Их легко обучать практическим навыкам, например, устной и письменной речи. Девочки легче, чем мальчики приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они обычно начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию.

У мальчиков раньше развивается способность отделять существенное от второстепенного, у них лучше выражена способность к общему взгляду на предмет, более развиты математические способности, но в основном, они учатся неровно даже по математике [9, с. 8].

Согласно данным А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова [7, с. 98], круг интересов мальчиков шире, чем девочек. У мальчиков интересы направлены на отдаленные предметы и явления, в центре внимания девочек чаще находится человек и сфера его непосредственного бытия.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю; наименее любимы у них русский и иностранный языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу; среди нелюбимых предметов у них физика, биология, математика [5, с. 64].

В целом, девочки, по сравнению с мальчиками, лучше слушают, при этом они слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали из урока или из какого-либо разговора. Это обеспечивает им большую уверенность в сложном потоке разговора. Следовательно, у девочек возникает меньшая потребность в контроле за ним, с помощью доминирующего поведения или логических правил, как это бывает у мальчиков. Девочки чувствуют себя увереннее при менее логичной последовательности высказыванийи большей разрозненности учебного материала. Мальчики обычно слышат меньше, и чаще требуют четких доказательств.

Различия на психологическом уровне.

Для мальчиков характерна быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится у них с трудом, а иногда и через резкое действие (они могут хлопнуть дверью, если их выгнали с урока, вырвать из тетради лист «с двойкой», и даже из дневника). Мальчики чаще девочек впадают в состояние аффекта, их чувства более драматичны. В то же время поступки мальчика более логичны. Мальчики более склонны и способны к обобщению. Они обладают творческим характером мышления, а примерно после 15 лет у них формируется лучшая наблюдательность и точность. Вместе с тем, у многих мальчиков небольшой словарный запас и объем кратковременной памяти.

В целом, по своей природе мальчик более индивидуален, чем девочка. Среди мальчиков есть и отличники, и двоечники; девочки же, как правило, более похожи друг на друга, среди них редко встречаются крайности.

У девочек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы). Вместе с тем, они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Девочки больше полагаются на интуицию, склонны к анализу (а не синтезу, как мальчики), и чаще находятся во власти настроения. В целом, чувства у девочек более оптимистичны. Самооценка их более субъективна по сравнению с самооценкой мальчиков, т.к. у девочек она тесно связана с испытываемыми чувствами, переживаниями, мечтами и конфликтами.

Девочки обладают хорошим объемом кратковременной памяти и большим, чем у мальчиков, словарным запасом. У девочек более высокие показатели развития внимания: избирательность, объем, переключаемость.

У мальчиков более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам. У них отсутствуют и должные навыки труда, а также менее развиты черты характера, необходимые для успешного ее осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой свой успех они больше, чем девочки склонны переоценивать. В этом проявляется их недостаточная критичность.

Различия на уровне общения (коммуникативный компонент)

Мальчики в общении воинственны и более агрессивны, чем девочки. Мальчики чаще проявляют твердость и суровость. Они более решительны в своих действиях, любят риск,как в коммуникации, так и в любых видах деятельности, в частности, в спорте, и способны к работе с элементами риска, особенно с нестрогой программой действий (например, ремонт аппаратуры) [9, с. 78].

Девочка, в отличие от мальчика, в коммуникации обычно более сострадательна и человеколюбива. Она чаще проявляет нежность и заботу.

Девочки больше склонны к переменам и разнообразию в общении. Вместе с тем, они более осторожны и осмотрительны в коммуникации. Девочки предпочитают спокойную, часто даже сентиментальную коммуникацию, могут разговаривать долго, также они обладают способностью к тонкой однообразной работе (например, вязанию, макраме). У девочек наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям. Для них характерна большая старательность и послушание, и как следствие – готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девочки – средство реальности, способ получения и обработки информации. В то же время девочкам присущи соревновательность в овладении вниманием со стороны противоположного пола, а также культ красоты и женственности с детства. У девочек чаще наблюдается любовь к танцам, лёгкой атлетике. Художественная гимнастика – вообще вид спорта только для девочек, где и проявляется культ красоты и женственности [9, с.10].

Итак, обобщив рассмотренные гендерно-половые различия коммуникативной стороны, мы можем следующим образом охарактеризовать мальчиков: они предпочитают групповое общение со сверстниками своего пола, в общении они тверды, суровы, воинственны и решительны, друзей выбирают на основе интеллектуальной общности, интернальны, экстравертированы, стремятся руководить и могут выказывать неподчинение, в ситуации конфликта могут демонстрировать прямую и косвенную физическую агрессию. В свою очередь девочки предстают в следующем свете: они чувствительны к критике, в то время как сами склонны критиковать кого-либо или жаловаться; они раньше мальчиков осознают себя в качестве субъекта общения и раньше задумываются о групповом общении, вместе с тем предпочитая ему общение в диадах; они более сострадательны и человеколюбивы, интровертированы, непостоянны в общении; выбирая друзей, ориентируются на наличие эмоциональной связи.

Все вышеперечисленные половые различия являются следствием асимметрии человека как биологической системы вообще и асимметрии полов, в частности. Мы видим, что половые различия реально существуют, но они практически не учитываются в социальном сопровождении.

Список использованной литературы:

  1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья» / Е.П. Арнаутова. – М.: НОРМА, 2009. – 220 с.

  2. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному: руководство для учителей и родителей / М. Гариен; Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 301 с.

  3. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - СПб.: Тускарора, 2003. - 184 с.

  4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

  5. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

  6. Колесов, Д.В. Биология и психология пола / Д.В. Колесов. - М.: Флинта, 2000. – 176 с.

  7. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

  8. Пиз, А. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина [текст] / А. Пиз, Б. Пиз; Пер с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.

  9. Симонов, В.П. Учёт гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Педагогика. - 2005. - № 4. - С.40-44

  10. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учеб. пособие / А.А. Чекалина. - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.

Просмотров работы: 273