ПОНЯТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОНЯТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Зудилова А.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье раскрывается сущность понятия инклюзивного образования.Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция.

Одним из факторов благополучного развития современного социума является уровень образования населения. Получение качественного образования в наши дни может эффективно осуществляться лишь при достаточной социализации всех членов общества. Однако существует такая категория людей, которая испытывает трудности при изучении и усвоении традиционной образовательной программы – это лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания и комплексное сопровождение в условиях образовательного учреждения. Решением этой проблемы стало инклюзивное образование. Получая образование именно среди здоровых сверстников, дети с особыми образовательными потребностями могут приобрести, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться.

Обозначенный вопрос регулируется Комиссией при президенте РФ по делам инвалидов [2]. Ему уделяется особое внимание во многих законодательных актах, в частности в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». На территории Ульяновской области действует Постановление Правительства Ульяновской области №584-П от 09.12.2016 «Об утверждении программы Ульяновской области «Доступная среда» на 2017-2020 годы».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение понятию «инклюзивное образование»: это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Так же понятие инклюзивного образования раскрывается в Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москва»: инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [3].

Указанное понятие также нашло отражение в работе Казаковой Л.А. На взгляд автора, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития [6].

Еще одно определение инклюзии дает в своей работе В. Зарецкий. Инклюзию он понимает, как возможность устранить фактор социальной депривации и возможность для ребенка с ОВЗ получить социальный опыт, без которого проблемы социальной адаптации в будущем могут не позволить ему реализовать себя, свой потенциал [7, с. 33].

По мнению О.С. Когана и Г.А. Ямалетдиновой, инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане его приспособления к особым нуждам всех лиц с ОВЗ. Инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для лиц с ОВЗ в доступных школах и образовательных учреждениях, процесс ликвидации всех барьеров и раскрытия личностного потенциала каждого учащегося [8, с. 22].

Идея инклюзивного образования, с точки зрения С.В. Алехиной, состоит в том, что для получения качественного образования детям с особыми образовательными потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Не менее важно такое взаимодействие и детям, не имеющим ограничений в своем развитии или здоровье [5, с.72].

Существует понятие «интеграция», по сути, схожее с понятием «инклюзия». Интеграция, по мнению О. П. Кубасова, рассматривается, как проявление отражение реальных связей, имеющих место в объективном процессе воспитания и образования [4, с.70].

В профессиональной литературе термины «интеграция» и «инклюзия» часто употребляют, как синонимы. Несмотря на то, что цели интеграции и инклюзии во многом схожи, они имеют существенное отличие: инклюзия – это «включение», то есть индивидуальность каждого человека рассматривается как норма. Интеграция же означает «восстановление целого», здесь речь идет о принятии разницы между людьми. Инклюзия расширяет понятие интеграции людей с ОВЗ, охватывая все аспекты их жизнедеятельности и учитывая особые потребности каждого человека.

Таким образом, можно заключить, что понятие инклюзивное образование достаточно многогранно. Его можно понимать как обеспечение равного доступа к образованию, совместное обучение и воспитание, как процесс развития образования и взаимодействие детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками.

На основании проделанной работы выведем свое понятие инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий обеспечение равного доступа к образованию людям с особыми образовательными потребностями, гармоничное взаимодействие людей с ОВЗ и здоровых людей, а также приобретение равного социального опыта и навыков и активизацию процессов личностного саморазвития.

Список используемой литературы.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017).

  2. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1792 «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №51, ст. 6138).

  3. Закон г. Москвы от 28 марта 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».

  4. КубасовО.П. Интеграция в образовании: сущностная характеристика // Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 70-77.

  5. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина [ и др.]. – Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 – 95.

  6. Казакова Л.А. Социальное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации инклюзивного образования в Российской Федерации // Сб. материалов II Международной научно-практической конференции Инклюзивное образование: практика, исследования, методология / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013. [Электронный ресурс]. Ресурс доступа:URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=468, дата обращения: 25.02.2018.

  7. Зарецкий В.К. Воспитательный потенциал инклюзии / Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; – М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.

  8. Коган О.С., Ямалетдинова Г.А. Сущность и понятие инклюзивного образования в сфере доступного туризма // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. – 2015. – № 3. – С. 22-24.

Просмотров работы: 1415