РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Иностранный язык обретает в современном образовании все большую значимость в связи со стремительной международной интеграцией. В связи с этим иностранный язык в рамках общеобразовательной школы прочно занял место предмета обязательного изучения, преподавание которого начинается со второго класса для всех учащихся.

Тот факт, что в 11-летней школе иностранный язык предполагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности. Таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Реализация языковых занятий в начальной школе требует от педагога специфических знаний, которыми он не обладал, работа с учениками средней и старшей школы. Интересы и потребности младшего школьника лежат в других сферах, компоненты его психики находятся еще только в стадии формирования, мотивация имеет иные истоки. Особенно значимой в системе работы с младшим школьником становится система оценивания, поскольку в этом возрасте дети только знакомятся с балльной системой школьного обучения, потому на учителе лежит огромная ответственность научить детей использовать эту систему как эффективный инструмент.

Вместе с тем актуальна и проблема неверного использования системы оценивания самим педагогом, который может тяготеть к оцениванию работы детей в форме отметок, но без словесного комментария, повышающего мотивацию и помогающего распланировать дальнейший образовательный маршрут.

Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда изучение иностранного языка включено в программу начальной школы, необходимо найти эффективные методы оценивания обучения ребенка, позволяющие усилить его мотивацию к овладению языком.

Цель исследования: выявить воспитательный и образовательный потенциал оценочной деятельности педагога в обучении иностранному языку младшего школьника.

Объект исследования – оценочная деятельность и деятельность педагогического контроля в обучении школьника иностранному языку.

Предмет исследования – специфика реализации и особые возможности оценочной деятельности в работе с учащимися начальных классов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс изучения иностранного языка младшим школьником будет успешным, если:

- выявлены особенности развития учебной мотивации в представленном возрасте;

- средством развития учебной мотивации выступает педагогическая оценка и педагогический контроль;

- ребенок вовлечен в оценочную работу в образовательном процессе как равноправный субъект работы, а не объект оценивания.

Сущность оценки понимается исследователями неоднозначно. Так, С. Л. Рубинштейн, отводя проблеме оценки в педагогическом процессе особое значение, отмечает, что взаимоотношения учителя и учеников «пропитаны оценочными моментами» и что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть следствием, а не целью деятельности».

Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих».

Ш. А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном», вводя понятие закрепленной критериальности оценивания.

Со второго класса в работу с учащимися вводится балльное оценивание. Вводится почетвертной контроль успеваемости, практикуются комплексные межпредметные экзамены в конце учебного года.

В связи с переходом на ФГОС II поколения производится отслеживание планируемых результатов по следующим направлениям:

1. оценка личностных, метапредметных, предметных результатов образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход,

2. организация работы по накопительной системе оценки в рамках портфолио достижений обучающихся 1-4 классов (оценочные листы, материалы наблюдений, выборка детских творческих работ, материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности).

Педагогическая оценка деятельности учащегося получается в результате педагогического контроля, причем необходимо, что бы он был систематическим.

Учитель, прибегая к оцениванию, должен не просто выразить свое мнение о степени достижения ребенком учебных результатов, поскольку такое отношение не включает никакого мотивирующего компонента. Педагог должен оценить усилия ребенка по получению знаний, степень его мотивации, усидчивости, дальнейшие перспективы изучения темы. Оценивание формирует картину мира ребенка и его понятие о себе, как успешном или неуспешном субъекте образования.

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок).

В изучении иностранного языка оптимизация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся напрямую зависит от понимания учителем соотношения механического запоминания и осмысленного усвоения в процессе обучения.

Так же следует отметить глубокие психологические связи между полученной оценкой и внутренней самооценкой ученика. Ученик оценивает в душе и степень законченности своей работы, и досадные промахи, и обидно неиспользованные возможности, оценивает он и уровень учительского мастерства. Педагогу важно уметь чувствовать реакцию учащихся, ее нужно не только воспринимать, но и считаться с ней.

Большое внимание в младшей школе уделяется заложению основ само- и взаимооценивания, которые необходимы детям для понимания уровня своего развития и верной оценки недочетов и сильных сторон своей работы. Самооценивание в этот период реализуется в форме эмоциональной рефлексии, но со временем приобретает все более конструктивный характер.

В ходе работы над исследованием, при опоре на зарекомендовавшие себя методические материалы, нами был сформирован опросник, предназначенный для педагогов иностранного языка, ведущих занятия в начальной школе. Он был направлен на изучение специфики контроля и оценивания в ходе занятий со второклассниками, и предполагал внимание как к нюансам оценочного поведения педагога, так и к реакции учащихся на ситуацию оценивания.

В опросе приняли участие восемь педагогов иностранного языка из разных школ города, преподающие в начальных классах. Опыт работы педагогов от 3 до 18 лет. Исследование проведено в период октябрь-ноябрь 2017 года.

По результатам опроса было выявлено в целом положительное отношение педагогов к оцениванию и желание использовать его в качестве мотивационного ресурса в обучении.

Большинство педагогов отмечают, что пользуются оцениванием не только тогда, когда это регламентировано программой и необходимо для отчетности, но и часто применяют его как средство мотивирования ребенка на уроке (87,5% опрошенных).

При этом оценочную деятельность отдельно планируют в рамках конспекта урока только 62,5% опрошенных, остальные предпочитают применять оценивание, ориентируясь на ход урока, если в этом возникает потребность.

В реализованном нами опросе была освещена эта сторона оценивания, и мнение педагогов таково: 62,5% педагогов учитывают, помимо предметных знаний, такие аспекты учебной деятельности, как дисциплина, прилежание, интерес к материалу урока, 37,5% ориентированы на четкие оценочные критерии, связанные только с усвоением знаний, и одинаковые для всех учащихся.

Дисциплинарные нарушения как повод для снижения оценки по предмету отметили 25% педагогов, остальные считают необходимым дисциплинарные нарушения сопровождать вербальным взысканием, но не оценивать их наравне с усвоением знаний и навыков.

По результатам 62,5% опрошенных педагогов считают важным этапом работы информирование школьников о критериях оценивания и стараются актуализировать эту информацию как можно чаще, в рамках урока, темы.

Как отдельная значимая проблема практикующими педагогами было выделено родительское отношение к оценкам учащегося, которое часто глубоко влияет на мотивацию учения, и может создавать негативный образ школьного обучения, даже в случае хорошо организованной педагогической работы, если родители излишне требовательны к ребенку и недооценивают его результаты.

При опоре на сведения опроса в ходе исследования нами были сформированы рекомендации для всех непосредственных участников учебного процесса.

Рекомендации для педагога освещали вопросы формирования мотивации учения у школьника, приобщения его к системе педагогического оценивания, а так же заложения основ само- и взаимооценивания.

Рекомендации для родителей содержали разъяснения по системе оценивания в школьной практике и освещали психологические аспекты формирования личности и самооценки младшего школьника под влиянием оценивания взрослым.

В ходе работы над исследованием мы сделали вывод, что в методологических трудах мало внимания уделяется непосредственному обращению к самому ребенку для формирования у него правильного понимания оценочной системы и мотивации учения. Поэтому нами были сформированы для учащихся, которые педагог может представить им на уроке в процессе обсуждения системы оценивания.

Эти рекомендации в основном направлены на мотивирование ребенка к активному сотрудничеству со взрослым в рамках изучения языковой дисциплины.

Эти рекомендации были апробированы в практике работы с учащимися 2 классов МОУ СОШ №5 в период ноябрь 2017 года – март 2018 года. В исследовании принял участие педагог английского языка, преподающий в начальной школе, и два класса детей: класс А (25 человек) выступил экспериментальным, класс Б (29 человек) – контрольной группой исследования, работа с которой велась в стандартном режиме, регламентированном учебной программой.

Учащимся класса предлагалось из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям. По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.

В контрольном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, - учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс. При контроле на выходе из эксперимента эти же мотивы остались ведущими.

В результате проведенной работы в экспериментальном классе ведущие мотивы учебной деятельности остались, на высоком прежнем уровне, а также поднялся показатель мотива - учусь, потому что на уроке интересно - 20%, в наше время нельзя быть незнайкой - 10%, учусь, что бы хорошо работать - 5%, потому что нравится учиться - 10%, снизился уровень мотива - учусь, потому что заставляют родители - 10%.

Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что уровень учебной мотивации в экспериментальном классе, после реализации с педагогом, родителями и детьми работы по освоению рекомендаций повысился. Таким образом, можно сделать вывод, что на учебную мотивацию можно влиять, изменяя ее грамотно производимым оцениванием.

Список литературы:

1. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. – М.: МГТА, 1995.- 95с.

2. Адушинова А.Г. Тест как измерительный инструмент образовательных технологий / Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Москва - Челябинск: Образование, 2005. – С. 40-43.

3. Ариян М.А. Проблема развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте // Формирование иноязычной компетенции на занятиях по иностранному языку в разных типах и видах учебных заведений: когнитивный аспект. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А Добролюбова, 2008. – С.3-9.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151с.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1998. - 640с.

6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа плюс до и после . — 2013 .— №6 .— С. 62-66.

7. Белокурова А.В. Обучение старших дошкольников пониманию и воспроизведению иноязычного текста: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.- 119с.

8. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 2-6.

9. Богуславский М.Н. Отметка и оценка знаний // Завуч. – 2004.

– №6. – С 17 – 21.

10. Бордовская Н.В., Реан Л.А. Педагогика. – СПб.: Питер. – 2000.

– 237с.

11. Бордовский Г.Л., Носкова Т.Н., Степанова А.А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств // Педагогика. – 1996. - №4. С. 40-43.

12. Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // ИЯШ. – 2000. - №1. С. 23-28.

13. Викулина М.А. Педагогические технологии [Текст] : хрестоматия : [в 2 ч.] / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова", Набережночелн. фил. - Набережные Челны: НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2009 - . Ч. 1. - 2009. - 175 с.

14. Волондина Л.А. Контроль на уроках английского языка в младших классах //Иностранные языки в школе. - 2004. - №1.- С.53-55.

15. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002.-303с.

16. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 1999.

17. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. –Москва: Институт практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512с.

18. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент самооценки в области изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - С.6.

19. Герасимова Н. Оценка должна воспитывать // Воспитание школьников. – 2003. – №6. – С. 37 – 40.

20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.

21. Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля // Начальная школа плюс До и После. –2004. – №14. –С. 3– 11.

22. Жигалева К.Б. Методика формирования лингвистической компетенции дошкольников на основе системно-ориентированного моделирования процесса обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук – Н. Новгород, 2009. - 24с.

23. Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся. Минск: Сэр-Вит, 2012.- 160с.

24. Захарова А.В. Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М,, 1990. №1 (3). –С.19-27.

25. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. - 219с.

26. Иванова Л.Ф. Современный подход к контролю обученности учащихся // Дидакт. – 2002. - №2. – С. 47-53.

27. Кудряшова А.А. Умения учебно-речевого взаимодействия как цель формирования на начальной ступени обучения иностранному языку// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. -№6. – С.159-162.

28. Куропятникова Е.П. Контроль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук / Е.П. Куропятникова. – М., 2006. - 207с.

29. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. - 64с.

30. Методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М. Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. – С. 199-208.

31. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам – М.: Стелла, 1996. 144 c.

32. Мурзина Н.П., Плахотник Е.С. Система оценивания качества знаний // Начальная школа плюс До и после. 2004. - №6.- С. 11 – 12.

33. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети - М; Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - 111с.

34. Никитенко З.Н. Российский языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителей и родителей / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: МГЛУ, 2003. – 18с.

35. Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет) / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: МГЛУ, 2003. – 43с.

36. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: Монография / З.Н. Никитенко. – М.: МПГУ, 2011. – 192с.

37. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

38. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Портфолио в зарубежной школе / Директор школы. – 2008. - №7. – C.59.

39. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: Совет Европы. – Страсбург, МГЛУ, 2003. – 256с.

40. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 278с.

41. Пинская М.А. Формирующее оценивание; оценивание в классе. М.: Логос, 2010.- 264с.

42. Поляков О.Г. Тесты как средство контроля обученности школьников// Иностранные языки в школе .- 1994.-№2.- С. 15 - 20.

43. Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. СПб: Питер, 2007. – 939с.

44. Ревякин Д.В. Формирование художественного вкуса у детей в системе дополнительного образования // Образование и общество, 2010. – № 6 (65) –С.35-38.

45. Рогова Г.В., Верещагина И.М. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998 – 232с.

46. Руденко Л.А. Проверка и оценка знаний // Открытая школа.

– 1999. –№6. – С. 5 – 8.

47. Руфанова А.Н. Формы оценки и контроля учебных достижений // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №11. – С. 7 – 11.

48. Рыжов В.В. Иноязычные способности: Учебное пособие. – Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001. - 193с.

49. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238с.

50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

51. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001. – С. 242 – 247.

52. Слюнина И.К. Активные методы обучения английскому языку в контексте реализации системно-деятельностного подхода // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4576 (дата обращения: 14.11.2015).

53. Талызина Н.Ф Теоретические основы контроля в учебном процессе. М., 1983. - 96с.

54. Татаринова М.Н. Эмоционально окрашенные оценочные стратегии при компетентностном подходе к процессу обучения иностранным языкам / Коммуникативно – когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: Межвузовский сборник научных статей: Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – С. 130-136.

55. Тен Э.Г. Организация контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения //Иностранные языки в школе. - 2002.- №4. – С. 23-26.

56. Тупикин С.Н. Тестовый контроль // Открытая школа, – 2002.

– №4. – С. 23 – 27.

57. Уласевич С.Н. Мониторинг качества развития образовательной компетентности школьников / Обучение, тестирование и оценка: Материалы восьмой международной конференции. Нижний Новгород. 17 – 18 марта 2008г. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008.- С. 3 – 12.

58. Утехина А.Н. Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ижевск, 2000. - 38с.

59. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.

60. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» - 2005. – 12 декабря http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения 11.05.2016)

61. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. -№1. –С.23-26.

62. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос. 2002. - 432с.

63. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студентов педвузов. Москва, Pостов н/Д.: «Феникс». 1996. 544с.

64. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994. – 110 c.

65. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144с.

66. Dunn O. Introducing English to Young Children: Spoken Language. Collins, 2012. – 240p.

67. Little D. The European Language Portfolio in use: nine examples/ - Strasbourg: Council of Europe/ Language Policy Division, 2002. – 67p.

68. Shin S.J. Teaching English Language Learners: Recommendations for Early Childhood Educators / Dimension of Early Childhood Spring / Summer 2010 / Volume 38, Number 2. – P.13-21.

Просмотров работы: 369