УЧЁТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УЧЁТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало изучения иностранного языка – приятный момент в жизни ребенка. Он поднимается на новую ступень лестницы познания. Но часто движение вперед в этом направлении идет не так стремительно и успешно, как хотелось бы учителю, родителям, да и самому ученику. Стремясь научить детей основам иноязычной фонетики, грамматики, обогатить их лексический запас, учитель отодвигает на второй план индивидуальные особенности ребенка, скорость реакции, психическое здоровье. Вследствие этого дети не могут равномерно продвигаться вперед в усвоении знаний, так как в основе успешного обучения лежит не только традиционный возрастной принцип. [3]

В начальной школе наиболее оправдано деление детей на группы на основе ведущего канала восприятия. Это позволяет добиться большего обучающего эффекта. Нетрадиционным, но достаточно действенным является гендерный подход в обучении младших школьников.

Применять гендерный подход возможно на любом этапе урока при работе с любым языковым и речевым материалом. Современные исследования показывают, что довольно сильные различия в поведении и обучении мальчиков и девочек обусловлены целым рядом факторов – биологических, физиологических, нейропсихологических, социальных и психолого- педагогических. [4] Данный подход предполагает использование сильных сторон обоих полов. Гендерный подход необходимо использовать с большой осторожностью, нельзя допускать противопоставления полов. Необходимо в совокупности использовать преимущества и преодолевать недостатки тех и других. Важным является применение гендерного подхода в образовании и необходимо рассмотреть конкретные примеры того, как можно реализовать гендерный подход на практике в образовательных учреждениях. Также нельзя забывать о том, что гендерные особенности взаимосвязаны с путем внедрения гендерного подхода в процесс обучения младших школьников. [2] Таким образом, на основе анализа литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы с учетом некоторых гендерных особенностей и собственно с подходом реализации.

Связь между полушариями: у девочек на 30 % больше, чем у мальчиков, соединений между левым и правым полушариями мозга, этим объясняется их способность вести несколько не связанных между собой дел одновременно. В процессе деятельности (например, написание букв) девочке можно давать инструкции по ходу выполнения – она их услышит, а мальчику – поэтапно: слушание инструкции – выполнение. В случае если мальчик допустил ошибку, необходимо остановить процесс, обратить внимание на место ошибки, затем объяснить, как ее исправить и только после этого продолжить письмо.

Связь эмоций с другими мозговыми функциями: у девочек эмоции связаны с обширной областью обоих полушарий, поэтому женские эмоции способны к функционированию сразу с большим количеством других функций мозга (например, одновременно логически рассуждать и испытывать эмоции). У мальчиков область эмоций находится только в правом полушарии, это означает, что функционирование эмоций происходит в отрыве от других функций мозга. При наказании педагогом за плохой поступок ребенок, как правило, эмоционально возбужден. Если в этот момент взрослый требует объяснить мотивы поступка, то девочка, испытывая яркие эмоции, способна аргументированно объяснить свою точку зрения, сможет доказать, что она не виновата. Мальчик же, испытывая сильные эмоции, не сможет объяснить свой поступок, пока не успокоится. Таким образом, если учитель хочет выяснить причину поведения ребенка, то в случае с мальчиком необходимо подождать.

Восприятие и анализ поступающей информации: у девочек лучше развито боковое зрение, у мальчиков – прямое, дальнее. Визуальное восприятие информации у девочек происходит по горизонтали, что позволяет лучше усваивать информацию из длинных строк, текст, расположенный по ширине, а у мальчиков – по вертикали, поэтому для них необходимо размещать информацию на доске и делить ее как бы на несколько столбцов.

Девочка, как правило, с детства усваивает социальную установку: «я девочка, и мне позволено быть слабой». В результате эта слабость имеет обратную сторону – многочисленные манипуляции. Девочек, по статистике, наказывают значительно меньше, чем мальчиков, и она реже выглядит виноватой в глазах педагога. Таким образом, необходимо научить девочек конструктивным способам разрешения конфликтов с использованием природной гибкости и вербальных умений.

Мальчик, в основном, усваивает установку в виде запрета на слабость, на проявление чувств страха и т.д. В результате – подавление агрессии («нельзя ее обижать, она же девочка»), страхов («ты же мальчик, а мальчики не должны бояться, а должны защищать»), рост внутренней напряженности, тревожности. Важно научить мальчиков конструктивным способам выражения эмоций, стимулировать к проговариванию чувств. [1]

Используя результаты исследования можно добиться более эффективного обучения детей иностранному языку. На уроках не стоит забывать и игнорировать индивидуальность каждого. Каждый ребенок имеет свои личные особенности в развитии, восприятии, осмыслении и т д. Также каждый ученик обладает возможностями и талантами, которые нуждаются в раскрытии. Учёт гендерных особенностей учащихся позволяет расширить познавательную активность детей, имеет большой воспитательный аспект, мотивирует на дальнейшее изучение английского языка по причине того, что учащиеся знакомятся, учатся навыкам работы с различными ресурсами и умению применять свои знания в учебной деятельности. Таким образом, важнейшей из задач учителей является учет гендерных особенностей школьников, формирование их гендерной самоидентификации.

Список литературы

  1. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие, 2010. – 108 с. С. 65-73.

  2. Липатова С.Д. Применение гендерного подхода в образовании// Управление начальной школой № 11, 2014.

  3. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения// Начальная школа. — 2012. — № 1

  4. Никитенко З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе: лекции 5-8. М.: Первое сентября, 2013.

Просмотров работы: 102