СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Карпачева Н.О. 1
1НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Создание ситуации успеха является одним из ключевых моментов урока, которому учитель уделяет большое внимание. Ситуация успеха является проживанием учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.

На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха посредством коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха, повышается уровень мотивации.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать ситуацию успеха для каждого ученика. [2]

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

  • стимулирует к высокой результативности труда;

  • корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);

  • развивает инициативность, креативность и активность;

  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Белкин А.С. писал: «Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в учебной деятельности может быть затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабую саморегуляцию и другие. Поэтому создание для школьника ситуации успеха педагогически оправдано. В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности». [1] Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Можно определить следующие технологические операции создания ситуации успеха:

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силах и возможностях. «У вас обязательно получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…».

7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось это объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Так, создание ситуации успеха на уроках иностранного языка является одним из ключевых моментов повышения уровни мотивации учащегося. Применяя приемы достижения ситуации успеха, учителю необходимо дать ученикам почувствовать себя на уроке свободно, снять трудности, страх, это способствует успешному общению на английском языке. Благодаря чувству успеха во время коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка учащиеся переживают радость, эмоциональный подъём. Тема этой статьи является актуальной, так как учитель должен знать и уметь реализовать ситуацию успеха на уроках иностранного языка.

Список литературы:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., 1991, Москва, изд-во Просвещение

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – К.: Рад.шк., 1988, Киев, изд-во Радянська школа

Просмотров работы: 191