ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отечественные и зарубежные авторы в своих трудах понимают под межличностными отношениями не всякое взаимодействие людей, а лишь то, в ходе которого каждый их участник активно выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Также отмечено, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально - чувственном аспекте [1].

Проведённый нами анализ литературы, целей и задач работы, позволил разработать дерево целей исследования [2]. В дереве целей была определена генеральная цель - теоретическое обоснование и экспертная апробация модели психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков. На основе дерева целей разработана программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков. Программа состоит из четырех блоков: теоретического, диагностического, коррекционного, аналитического. Целью программы явилась психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков. Для достижения этой цели в программе были обозначены следующие задачи:

  1. создание благоприятного психологического климата;

  2. развитие коммуникативных навыков общения в коллективе старших подростков;

  3. развитие эмпатии (чувства понимания и сопереживания к другим людям).

Выполнение этих задач помогло старшим подросткам добиться более адекватной социализации, оказало положительное влияние на социально-психологический климат школьного коллектива и позволило освоить членам коллектива новые эффективные формы поведения в различных сложных, эмоционально насыщенных ситуациях.

Самооценка является оценкой личности самого себя, качеств, своих возможностей и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка это важнейший показатель развития личности, позволяющая делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, также определяет уровень его стремлений, ценностей, характер его отношения к окружающим.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ гимназии № 1 города Н. Новгород в 2017 году. В исследовании приняли участие 25 учащихся, из них 7 мальчиков и 18 девочек – учащихся 10 классов.

Психолого-педагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап. В работе был использован комплекс методов:

  1. Теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.

  2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент; метод «Дерево целей» В.И. Долговой [1], моделирование.

  3. Психодиагностические методы. Тестирование проводилось по методикам:

- «Социометрия» Я. Морено [2],

- «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е. И. Рогова,

- методика исследования коммуникативных способностей КОС-1. В. Синявского, Б. Федоришина [3],

4. Формирующий метод. Нами разработана программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков.

4. Математико-статистическая обработка Т-критерий Вилкоксона [4].

Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования.

На рисунке 1 изображена диаграмма показателей социометрического статуса старших подростков, которая характерна для опрошенных респондентов в формирующем эксперименте.

Рис. Результаты исследования по «Социально-психологическому тесту»

Дж. Морено до и после формирующего эксперимента

Результаты исследования степени благоприятности социально - психологического климата по методике «Оценка социально - психологического климата в коллективе» Е.И. Рогова до и после коррекционной программы отображены на рисунке 2.

Рис.2 - Результаты исследования степень благоприятности или неблагоприятности климата по методике изучения социально-психологического климата в коллективе пополярным профилям Е.И. Рогова до и после экспериментального взаимодействия

Развитие коммуникативных навыков по методике «Оценка коммуникативных навыков по методике «Оценка коммуникативных склонностей» КОС-1 (В.В. Синявский,Б.А. Федоришин) до и после формирующего эксперимента представлено в рисунке 3.

Рис.3 Результаты исследования уровня коммуникативных навыков по методике«Оценка коммуникативных склонностей» КОС-1 (В.В. Синявский,

Б.А. Федоришин) до и после формирующего эксперимента

С помощью математической обработки по Т-критерию Вилкоксона полученные значения изменились сдвигом в типичном направлении в область значимых значений. Таким образом, гипотеза исследования о том, что коррекция межличностных отношений у старших подростков возможна при реализации специальной программы, доказана.

Результаты формирующего исследования показали, что программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков помогла нам сформировать позитивную установку среди старших подростков по отношению к себе и окружающим людям. Реализация программы психокоррекции межличностных отношений старших подростков позволила нам осуществить обучение испытуемых навыкам самопознания, развить у них представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это всё необходимо для того, чтобы, обеспечить участников средствами, позволяющими им наиболее эффективно вступать в различные виды отношений, решая встающие перед ними каждодневные задачи.

Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Наблюдается интенсивное физическое развитие, сопровождающееся не только изменением внешнего облика подростка, но и бурной гормональной перестройкой функционирования всего организма, поэтому одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость.

Из результатов полученных данных можно сделать вывод, что разработанная нами программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков, является эффективной.

Список литературы:

  1. Голубев Г.Г. Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе. М.: Высшая школа, 2011. 128 с.

2. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // XXXV International Research and Practice Conference “Global crisis of contemporaniety in the sphere of mindset, social values and political interests correlation»: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конференции. Лондон, 2012 .С. 41-45. – Электронный доступ – URI: http://gisap.eu/ru/node/16023

2. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: Мера общения – Электронный доступ –URI: http://ecsocman.hse.ru/data/104/788/1219/012.ZOLOTOVITSKI.pdf

  1. Синявский В., Федоришин Б. Методика исследования коммуникативных способностей КОС-1–Электронный доступ –URI https://cyberpedia.su/11x237e.html

  2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. 350 с.

Просмотров работы: 312