Проведённый нами анализ литературы, целей и задач работы, позволил разработать дерево целей исследования [2]. В дереве целей была определена генеральная цель - теоретическое обоснование и экспертная апробация модели психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков. На основе дерева целей разработана программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков. Программа состоит из четырех блоков: теоретического, диагностического, коррекционного, аналитического. Целью программы явилась психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков. Для достижения этой цели в программе были обозначены следующие задачи:
создание благоприятного психологического климата;
развитие коммуникативных навыков общения в коллективе старших подростков;
развитие эмпатии (чувства понимания и сопереживания к другим людям).
Выполнение этих задач помогло старшим подросткам добиться более адекватной социализации, оказало положительное влияние на социально-психологический климат школьного коллектива и позволило освоить членам коллектива новые эффективные формы поведения в различных сложных, эмоционально насыщенных ситуациях.
Самооценка является оценкой личности самого себя, качеств, своих возможностей и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка это важнейший показатель развития личности, позволяющая делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, также определяет уровень его стремлений, ценностей, характер его отношения к окружающим.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ гимназии № 1 города Н. Новгород в 2017 году. В исследовании приняли участие 25 учащихся, из них 7 мальчиков и 18 девочек – учащихся 10 классов.
Психолого-педагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап. В работе был использован комплекс методов:
Теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент; метод «Дерево целей» В.И. Долговой [1], моделирование.
Психодиагностические методы. Тестирование проводилось по методикам:
- «Социометрия» Я. Морено [2],
- «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям» Е. И. Рогова,
- методика исследования коммуникативных способностей КОС-1. В. Синявского, Б. Федоришина [3],
4. Формирующий метод. Нами разработана программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков.
4. Математико-статистическая обработка Т-критерий Вилкоксона [4].
Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования.
На рисунке 1 изображена диаграмма показателей социометрического статуса старших подростков, которая характерна для опрошенных респондентов в формирующем эксперименте.
Рис. Результаты исследования по «Социально-психологическому тесту»
Дж. Морено до и после формирующего эксперимента
Результаты исследования степени благоприятности социально - психологического климата по методике «Оценка социально - психологического климата в коллективе» Е.И. Рогова до и после коррекционной программы отображены на рисунке 2.
Рис.2 - Результаты исследования степень благоприятности или неблагоприятности климата по методике изучения социально-психологического климата в коллективе пополярным профилям Е.И. Рогова до и после экспериментального взаимодействия
Развитие коммуникативных навыков по методике «Оценка коммуникативных навыков по методике «Оценка коммуникативных склонностей» КОС-1 (В.В. Синявский,Б.А. Федоришин) до и после формирующего эксперимента представлено в рисунке 3.
Рис.3 Результаты исследования уровня коммуникативных навыков по методике«Оценка коммуникативных склонностей» КОС-1 (В.В. Синявский,
Б.А. Федоришин) до и после формирующего эксперимента
С помощью математической обработки по Т-критерию Вилкоксона полученные значения изменились сдвигом в типичном направлении в область значимых значений. Таким образом, гипотеза исследования о том, что коррекция межличностных отношений у старших подростков возможна при реализации специальной программы, доказана.
Результаты формирующего исследования показали, что программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков помогла нам сформировать позитивную установку среди старших подростков по отношению к себе и окружающим людям. Реализация программы психокоррекции межличностных отношений старших подростков позволила нам осуществить обучение испытуемых навыкам самопознания, развить у них представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это всё необходимо для того, чтобы, обеспечить участников средствами, позволяющими им наиболее эффективно вступать в различные виды отношений, решая встающие перед ними каждодневные задачи.
Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Наблюдается интенсивное физическое развитие, сопровождающееся не только изменением внешнего облика подростка, но и бурной гормональной перестройкой функционирования всего организма, поэтому одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость.
Из результатов полученных данных можно сделать вывод, что разработанная нами программа психолого-педагогической коррекции межличностных отношений старших подростков, является эффективной.
Список литературы:
Голубев Г.Г. Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе. М.: Высшая школа, 2011. 128 с.
2. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // XXXV International Research and Practice Conference “Global crisis of contemporaniety in the sphere of mindset, social values and political interests correlation»: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конференции. Лондон, 2012 .С. 41-45. – Электронный доступ – URI: http://gisap.eu/ru/node/16023
2. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: Мера общения – Электронный доступ –URI: http://ecsocman.hse.ru/data/104/788/1219/012.ZOLOTOVITSKI.pdf
Синявский В., Федоришин Б. Методика исследования коммуникативных способностей КОС-1–Электронный доступ –URI https://cyberpedia.su/11x237e.html
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. 350 с.