РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Летний детский оздоровительный лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для физического и творческого развития, обогащение духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для развития творческого потенциала младшего подростка с учетом реальностей современной жизни.

Лагерь для ребенка – это новое жизненное пространство, новая интересная социальная среда. Это всегда возможность взаимообогащения социального опыта ребят, время личностного роста каждого ребенка; дальнейшее развитие творческого потенциала детей; возможность получения опыта через разнообразную творческую деятельность, общение с природой; время и место свободное от давления общества, для понимания себя; отдых и общение детей и взрослых.

У лагеря большой образовательный потенциал, который может дать детям именно то, чего они недополучают в школе: навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт, элементы воспитания, творческое развитие

Наше исследование проводилось в 2017 году на базе детского оздоровительного лагеря им. Казакевича поселок «Песчанное» Бахчисарайский район Крым. В исследовании приняли участие 120 детей младшего подросткового возраста. Для определения творческих способностей мы использовали тест Хорста Зиверта. Тест состоит из 5 заданий, которые позволяют измерить различные уровни творческих способностей младших подростков.

Результаты диагностики творческих способностей по тесту Х. Зиверта представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики творческих способностей по тесту

Х.Зиверта (N=120, средний показатель по тесту)

Шкала

Группы

Н

К

Д

В

СА

ОПК

1-24

12,9

16,8

19,5

21,3

21,3

0,3

2-24

14,1

19,5

14,4

26,6

30,4

0,35

3-22

12,3

14,8

16,5

18,5

20

0,27

4-26

11,5

9,1

12

18,5

25

0,25

5-24

13,2

15,6

19,5

18,2

18,8

0,28

Примечание: Значимость различий по F-критерию Фишера: р  0,01

Из таблицы видно, что результаты у всех младших подростков варьируются на среднем уровне. Отметим, что четвёртое задание вызвало затруднения у большого числа испытуемых. Рисунки, в основном, были репродуктивными, примитивными, смысл в них уловить было трудно.

В условиях лагеря нами была реализована программа «Робинзонада». Сюжетно-ролевая игра «Остров Робинзона» предназначена для детей младшего подросткового возраста и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие качества, как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей (народов, малых республик). Дух приключений и риска, героизма и авантюр – очень привлекателен для младших подростков и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжета расширяет кругозор участников и способствует развитию интереса к туризму, путешествиям и приключениям.

Цель программы: Развитие творческого потенциала детей младшего подросткового возраста.

Задачи программы:

  1. Создать в лагере атмосферу доброго отношения друг к другу, где каждый чувствует себя психологически комфортно.

  2. Вывести ребенка на более высокий уровень общения.

  3. Включить каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.

  4. Создать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

При создании программы «Робинзонада» особое внимание уделялось созданию психологических условия, способствующих развитию творческого потенциала младших подростков. Ключевая идея программы – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих самореализации детей.

В таблицу 2 отражены результаты вторичной диагностики творческих способностей младших подростков, участвующих в программе «Робинзонада», направленной на развития творческого потенциала.

Чтобы оценить изменения показателей по тесту Х. Зиверта мы посмотрели, какова разница между исходным и итоговым показателями и выразили её в процентах. (Б-А) %, где Б – показатель итогового результата, А – показатель исходного результата. Например: Шкала Н: А = 12,9 Б = 13,5 Принимаем 12,9 за 100%, тогда 13,5 это Х%; (13,5 ∙ 100)/12,9 = 104,65; округляем до целых 105%, показатель Б – 105%; Б – А = 105 – 100 = 5%. Таким образом установили, что показатель по шкале Н повысился на 5%.

Кроме того, мы посмотрели, как в целом изменился этот показатель для всей контрольной и экспериментальной группы. Например для шкалы Н: (КГ1 + КГ2 + КГ3)/3 = (5 + 12 + 15)/3 = 11.

Т а б л и ц а 2

Результаты вторичной диагностики творческих способностей младших подростков по тесту Х.Зиверта ДО (А) и ПОСЛЕ (Б) формирующего эксперимента (N=120)

 

Н

К

Д

В

СА

ОПК

ЭГ1

А

14,1

19,5

14,4

26,6

30,4

0,35

Б

15,6

25

23,8

35

32,8

0,44

ЭГ2

А

11,2

8,6

11,5

22,5

27,7

0,27

Б

13,2

12,3

19,6

29,1

30,3

0,34

ЭГ3

А

12,3

16,2

17

28,5

23,4

0,35

Б

16

26,1

25,4

38

27,5

0,44

ЭГ4

А

15,3

17,3

20,1

34,7

23,4

0,38

Б

22,1

28

34,8

42

34

0,53

ЭГ5

А

16

20

28

21

27

0,37

Б

20,6

25

36

30,2

33,8

0,48

Примечание: Значимость различий по F-критерию Фишера: р  0,05;

Н – Шкала Н (Находчивость);

К – Шкала К (Способность комбинировать);

Д – Шкала Д (Дивергентное мышление);

В – Шкала В (Визуальное творчество);

СА – шкала СА (Свобода ассоциаций);

ОПК – Относительный показатель креативности; ОПК = (Н + К + Д + В + СА )/120

Данные, представленные в таблице 2, дают основания говорить о существенном влиянии программы «Робинзонада» на развитие творческих способностей детей младшего подросткового возраста. Отметим особенно значительное влияние на способности испытуемых комбинировать (Шкала К), развитие дивергентного мышления (Шкала Д), способности к визуальному творчеству (Шкала В). Из таблицы видим, что произошло значительное изменение относительного показателя креативности (ОПК). Изменения всех показателей младших подростков После существенно превосходят изменения показателей До.

Результаты исследования показали, что в результате участия в программе «Робинзонада все показатели творческих способностей младших подростков улучшились.

Мы доказали, что детский оздоровительный лагерь является эффективным условием развития творческого потенциала младших подростков, если программа развития творческого потенциала соответствует определенным требованиям:

  1. создана эмоционально-благополучная атмосфера;

  2. имеются условия для многообразной творческой активности ребенка младшего подросткового возраста;

3) предоставляется гарантия свободы и самостоятельности младшего подростка;

4) вожатыми и аниматорами проводится специальная работа по развитию творческих способностей младшего подростка;

5) вожатые демонстрируют образцы креативного поведения.

Список литературы:

  1. Буданова, Г.С. Летняя страна детства // Народное образование/ Г.С. Буданова. – 2001.- №3.- с. 26-34.

  2. Назаретова, А. В. Что такое креативность и как ее развивать на уроках /: А.В. Назаретова //Образование. - 2001. - № 6. - С. 72-78.

  3. Сорокоумова, Г.В. Психология творчества и креативности: учебное пособие/ Г.В. Сорокоумова. - Нижний Новгород, УРАО НФ, 2013. – 292 c.

  4. Таран, Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря // Народное образование/ Ю.В. Таран. - 2004. - №3.- с. 89-94.

Просмотров работы: 260