РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профиль когнитивных способностей, убеждений, этических ценностей и характерных эмоциональных настроений, характеризующих каждого ребенка на каждом этапе развития, является результатом разнообразных влияний, действующих комплексно. Большинство людей, изучающих человеческое развитие, согласны с тем, что наиболее важными определяющими факторами различных профилей являются:

1) унаследованные физиологические закономерности, которые называются темпераментными качествами;

2) родительская практика и личность;

3) качество посещаемых школ;

4) отношения со сверстниками;

5) порядковое положение в семье;

6) историческая эпоха, в которой проходят позднее детство и раннее подростковое развитие [1].

Каждый из этих факторов оказывает существенное влияние только на некоторые компоненты психологического профиля и, как правило, наиболее эффективен в определенные возрастные периоды. Например, качество социальных отношений со сверстниками влияет прежде всего на убеждения ребенка в его приемлемости для окружающих и оказывает существенное влияние после поступления в школу. В отличие от этого, родительские беседы с ребенком, и особенно называние незнакомых объектов, влияют на будущие вербальные таланты ребенка и оказывают максимальное влияние на первые 6 лет жизни. Нынешнее обсуждение последствий родительской практики, будь то в средствах массовой информации или в профессиональных журналах, благоприятствует одной из двух позиций. Одна награждает плодотворную силу родительского фактора; другая минимизирует роль семьи.

Родители могут повлиять на своих детей, по крайней мере тремя различными механизмами. Самое очевидное, и самое легкое, как в воображении, так и в измерении, включает в себя последствия непосредственного взаимодействия с ребенком, которые могут быть записаны на пленку. Например, мать хвалит 3-летнего ребенка за правильное питание, отец угрожает лишением привилегии, потому что ребенок отказывается ложиться спать, родитель называет незнакомое животное в фотокниге. Эти повседневные события, связанные с поощрением желательных действий, наказанием нежелательных и передачей знаний от родителей ребенку, имеют совокупный эффект. Невыполнение дисциплинарных актов неповиновения и/или агрессии связано с асоциальным поведением детей. Показатель интереса к деятельности маленького ребенка коррелирует с более высоким уровнем отзывчивости у ребенка.

Однако эти эффекты первого порядка могут иметь последствия второго порядка, которые появляются позже в жизни. 7-летний ребенок с более обширным словарным запасом, чем ее сверстники, потому что ее родители поощряли развитие языка 5 лет назад, осваивает задачи элементарных классов легче и, в результате, воспринимает себя как более компетентного, чем его сверстники. Это убеждение, скорее всего, заставит ее противостоять господству других и, возможно, побудит инициировать необычно сложные задачи. 7-летний ребенок, который не был ранее наказан за агрессивное поведение или который имел чересчур назойливых родителей, скорее всего, будет агрессивным со сверстниками. В результате эти дети провоцируют отклонение сверстников и в конечном итоге ставят под сомнение их приемлемость для других.

Эмоциональная идентификация с одним или обоими родителями представляет собой второй, совершенно другой способ, которым семья влияет на детей. К возрасту от 4 до 5 лет дети считают, бессознательно, что некоторые атрибуты их родителей являются частью их собственного репертуара, даже несмотря на то, что эта вера может не иметь объективной основы. Девочка, чья мать боится штормов и крупных животных, в искушении предпологает, что она тоже боится этих опасных событий; девочка с относительно бесстрашной матерью придет к обратному выводу. Кроме того, дети имеют возможность поделиться опытом, накопленным с родителями, с которыми они идентифицируются. Мальчику, чей отец пользуется популярностью у друзей и родственников, например, легче будет сделать вывод, что у него тоже есть качества, которые делают его приемлемым для других.

Дети также могут отождествлять себя с классом, этнической или религиозной группой, к которой принадлежит их семья, и часто чувствуют себя обязанными соблюдать отождествление. В противном случае нарушается принцип когнитивной согласованности между этическим стандартом и действием и, как следствие, ребенок ощущает себя неуверенным. Некоторые подростки, для которых групповая идентификация порождает тревогу, могут попытаться свести к минимуму основания для воспринимаемого сходства; следовательно, некоторые евреи меняют фамилию, некоторые мексиканцы пытаются осветить свою кожу, а некоторые афроамериканцы выпрямляют волосы.

Важность идентификации для развития личности означает, что личность, таланты и характер родителей, как они воспринимаются ребенком, имеют значение. При родительском поощрении и наказании в соответствии с образом взрослого как образец для подражания, содержание взрослой социализации усиливается. Ребенок, хвалимый за интеллектуальную компетентность родителями, которые читают книги и проявляют любопытство к миру, скорее ценят интеллектуальные занятия, чем тот, чьи родители хвалят академический успех, но не проявляют никакого интереса к интеллектуальной компетентности в их личной жизни. Дети, как правило, чтят то, что делают родители, а не то, что те говорят.

Третий механизм влияния семьи связан с идентификацией, но более символичен. Некоторые родители рассказывают своим детям истории о родственниках - дядях, тетях, дедушках и дедушках, двоюродных братьях - которые были или есть, особенно достигнувшие успеха в какой-то области. Ребенок, вероятно, испытывает гордость, услышав эти истории, и, если он биологически связан с этим важным членом семьи, ребенок чувствует, что тоже должен также обладать некоторыми замечательными характеристиками [1].

Прямое взаимодействие, идентификация и знание достижений членов семьи-это три важных способа воздействия семей на детей. Первый механизм оказывает наибольшее влияние на интеллектуальное развитие и характерные черты, особенно контроль над агрессией и мотивацией к достижению. Второй и третий механизмы, идентификация и семейные истории, оказывают большее влияние на доверие или сомнение ребенка в его таланте и, следовательно, на ожидание будущего успеха или неудачи ребенка.

В ходе последующих исследований детей младшего возраста, которые подверглись серьезной приватизации, как правило, в результате войны, и впоследствии были усыновлены воспитывающими семьями, убедительно подтверждается важность семейного опыта. Многие сироты, рожденные в результате Второй мировой войны, которые имели чрезвычайно хрупкие связи с любым опекуном в свои первые годы, как правило, хорошо развиваются после усыновления любящими приемными родителями. Совсем недавно группа детей, которая провела первый год в условиях лишения детских домов в Румынии, была усыновлена воспитательными британскими родителями. Когда они прибыли в Лондон, они были истощены и психологически отсталыми, как можно было ожидать, учитывая их суровый опыт. Однако, когда их оценивали несколько лет спустя, после усыновления родителями среднего класса, большинство, хотя и не все, были похожи по своему интеллектуальному профилю на среднестатистического британского ребенка.

Хотя эмпирические данные подтверждают, что родительское поведение и личностные характеристики влияют на таланты, мотивацию, успеваемость, и поведение в обществе ребенка, их влияние является частью более крупной паутины, которые включает в себя унаследованные предубеждения темперамента, порядковую позицию, социальный класс, этническое происхождение, качество дружеских отношений, и историческую эпоху, в которой юность проходит. Важность темперамента проявляется в продольном исследовании большой группы здоровых детей.

Влияние этих факторов говорит о том, что более точно утверждать, что родительские качества способствуют психологическому профилю ребенка, а не делать вывод о том, что условия семьи определяют конкретный результат.

Элеонора Маккоби, коллега и выдающийся психолог развития, писала, что вклад родительской практики в детскую личность нельзя рассматривать изолированно. «Каждая особенность родительского поведения или родительской личности является частью сложной системы, которая в некоторых отношениях уникальна для каждого родителя–ребенка» [4].

Этот вывод не отличается по существу от большинства обобщений о сложных природных явлениях, включая появление или вымирание вида, или продолжительность инфекционной эпидемии. Надлежащим концептуальным положением является сдерживание резких догм, утверждающих, что семья не имеет значения или что она представляет собой единственные условия, которые имеют значение.

Список литературы:

  1. Эльконин Д.Б. Детство и общество СПб. Ленато, 1996. с. 58-62

  2. Юнг К.Г. Божественный ребенок. М. «Олимп», 1997.99 с.

  3. Юнг.К.Г. «Избранное». Минск. «Попурри», 1998. с. 171-184

  4. Maccoby EE, Martin JA. Socialization in the context of the family: parent–child interaction.

Просмотров работы: 224