Осуществленный теоретический анализ основных подходов к исследованию социальной креативности в отечественной и зарубежной психологии, ее структуры, психологических условий развития, позволил нам сформулировать следующие основные теоретические выводы:
1. Отсутствует единая общепринятая терминология и разграничение таких понятий, как социальная креативность, социальный интеллект, социальная компетентность.
2. Имеются разногласия в определении понятия, содержания, структуры и функций социальной креативности, критериев уровня ее развития.
3. Отсутствует общепринятый комплекс диагностических методик для изучения социальной креативности.
4. Не выделены и не систематизированы условия развития и целенаправленного формирования социальной креативности, в том числе на основе учета специфики будущей профессиональной деятельности.
Под социальной креативностью мы понимаем способность будущего педагога-лингвиста находить и применять творческие решения в ситуациях профессионального общения.
В структурных компонентах социальной креативности нами выделены ведущие компоненты, такие как мотивационно-ценностый компонент, компонент социальной перцепции и коммуникативный компонент [2].
Анализ психолого-педагогических условий развития социальной креативности, представленных в литературе позволил нам предположить, что психологическим механизмом развития социальной креативности будущего педагога-лингвиста является система условий учебной и вне учебной деятельности, обеспечивающих постепенное формирование мотивационно-ценностного компонента, социальной перцепции, коммуникативного компонента до уровня высоких характеристик [3]. А важнейшим психологическим условием развития социальной креативности является превращение учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную, характеризующуюся особой мотивацией и наличием системы учебно-профессиональных действий [2].
В таблице 1 показаны основные компоненты развития социальной креативности будущих педагогов-лингвистов в процессе профессиональной подготовки.
Таблица 1.
Основные компоненты программы развития социальной креативности будущих педагогов-лингвистов в в процессе профессиональной подготовки
Этап |
Учебная работа |
Вне учебная работа |
|
1 этап |
Цель – развитие психологической готовности |
Система структурированных учебных предметов в соответствии с целями развития профессиональной личности Творческие учебные задания |
Творческие внеучебные задания Волонтерская работа Шефская работа |
2 этап |
Цель – развитие профессиональной гибкости |
Интегрированный курс «Психологические теории развития личности» Другие интегрированные курсы |
Психологические тренинги Практикоориентированные семинары: «Школа педагогического мастерства» |
3 этап |
Цель – развитие творческой профессиональной личности |
Содержание педагогической практики в соответствии с заданиями развития профессиональной личности будущего педагога-лингвиста Профильная тематика выпускных квалификационных исследований |
Научные исследования ФПК |
Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы позволили нам сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деятельность педагога-лингвиста относится к социономическим специальностям и предполагает интенсивное межличностное взаимодействие, поэтому социальная креативность является системообразующей категорией.
2. Важнейшими компонентами психологической структуры социальной креативности будущего педагога-лингвиста составляют мотивационно-ценностный компонент, социальная перцепция и коммуникативный компонент.
3. Психологическим механизмом развития социальной креативности будущего педагога-лингвиста является система условий учебной и вне учебной деятельности, обеспечивающих постепенное формирование мотивационно-ценностного компонента, социальной перцепции, коммуникативного компонента до уровня высоких характеристик [3].
4. Важнейшим психологическим условием развития социальной креативности будущего педагога-лингвиста является превращение учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную, характеризующуюся особой мотивацией и наличием системы учебно-профессиональных действий.
5. Теоретические основы могут стать базой программы развития социальной креативности будущих педагогов-лингвистов.
Литература:
Дмитриева, М.А., Дружилов, С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4) – Новокузнецк: 2001.– С.18-30.
Сорокоумова, Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога: монография - Нижний Новгород, 2007.-140.
Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография - Нижний Новгород, 2002.-169с.