Само слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus - собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения в коллективе основываются на совместной деятельности по решению социально - значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении норм и организационных связях. Личные отношения не менее важны, они основаны на определенном доверии, привязанностях, субъективных симпатиях и антипатиях.
Формирование сплоченного студенческого коллектива является, в первую очередь, результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а социальная среда, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения общих учебных задач. Однако, студенческие группы часто не становятся коллективом активных, творчески мыслящих людей, часто вследствие того, что преподаватели больше ориентируют студентов на усвоение знаний, умений и компетенций в будущей профессии, а не на навыки самообучения и совместной деятельности.
Современный студенческий коллектив должен строится на основе собственных процессов самоорганизации и взаимодействия с коллективом преподавателей. Это — взаимообусловленный процесс: студенческий коллектив учащихся не может успешно развиваться без направленных действий педагогов по формированию в нем собственной социальной среды, а сами преподаватели достигают целей по успешному усвоению учебной нагрузки студентов в университетской среде.
Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер его общения. Эффективность процесса общения в системе «преподаватель – студент» во многом зависит от его структуры, которая органично связана с общей работой преподавателя, включающей:
1) моделирование педагогом общения со студенческой аудиторией (прогностический этап);
2) организация непосредственного общения с аудиторией в момент изначального взаимодействия с ней (начальный этап общения);
3) управление общением в развивающемся педагогическом процессе (на лекции, семинаре, в деловой игре и т. п.);
4) анализ осуществленной системы общения (рефлексивный этап).
Таким образом, учебная деятельность студента в высшем учебном заведении - это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного роста человека. Учебная деятельность студента – это, прежде всего целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента. В процессе учебной деятельности студент выступает в качестве её субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и познания. Значительную роль на студента оказывают преподаватели, именно от взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове. Но не стоит и отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из студентов по отдельности. Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее. Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Козин С.В., Кольцов П.М. ГТО: прошлое и настоящее. [Электронный ресурс]. // Электронный периодический рецензируемый научный журнал «SCI-ARTICLE.RU» — 2015. — № 23. — С. 94-108. URL:http://sci-article.ru/number/07_2015.