ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аслямова Г.Р. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших задач современного российского высшего образования является подготовка специалистов нового инновационного типа, совмещающих способность к эффективной трудовой деятельности с непрерывным стремлением к творчеству, самореализации. Данная характеристика должна определять перспективную линию воспитания и обучения личности в системе высшего образования. Осуществляя профессиональное формирование навыков и компетенций студентов, важно, уделять особое внимание культурно-образовательной сре­де вуза способствующий развитию необходимых личных качеств будущего специалиста.

Само слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus - собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения в коллективе основываются на со­вместной деятельности по решению социально - значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении норм и организационных связях. Личные отношения не менее важны, они основаны на определенном доверии, привязанностях, субъективных симпатиях и антипатиях.

Формирование сплоченного студенческого коллектива явля­ется, в первую очередь, результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо ор­ганизованная для совместной деятельности груп­па, а социальная среда, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения общих учебных задач. Однако, студенческие группы часто не ста­новятся коллективом активных, творчески мыслящих людей, часто вследствие того, что преподаватели больше ориентируют студентов на усвоение знаний, умений и компетенций в будущей профессии, а не на навыки самообучения и совмест­ной деятельности.

Современный студенческий коллектив должен строится на основе собственных процессов самоорганизации и взаимодействия с коллективом преподавателей. Это — взаимообусловленный процесс: студенческий коллектив учащихся не может успешно развиваться без направленных действий педагогов по формированию в нем собственной социальной среды, а сами преподаватели достигают целей по успешному усвоению учебной нагрузки студентов в университетской среде.

Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную дея­тельность являются личность педагога вуза и ха­рактер его общения. Эффективность процесса общения в системе «преподаватель – студент» во многом зависит от его структуры, которая органично связана с общей работой преподавателя, включающей:

1) моделирование педагогом общения со студенческой аудиторией (прогностический этап);

2) организация непосредственного общения с аудиторией в момент изначального взаимодействия с ней (начальный этап общения);

3) управление общением в развивающемся педагогическом процессе (на лекции, семинаре, в деловой игре и т. п.);

4) анализ осуществленной системы общения (рефлексивный этап).

Таким образом, учебная деятельность студента в высшем учебном заведении - это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного роста человека. Учебная деятельность студента – это, прежде всего целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента. В процессе учебной деятельности студент выступает в качестве её субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и познания. Значительную роль на студента оказывают преподаватели, именно от взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове. Но не стоит и отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из студентов по отдельности. Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее. Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Козин С.В., Кольцов П.М. ГТО: прошлое и настоящее. [Электронный ресурс]. // Электронный периодический рецензируемый научный журнал «SCI-ARTICLE.RU» — 2015. — № 23. — С. 94-108. URL:http://sci-article.ru/number/07_2015.

Просмотров работы: 118